Клуб сценаристов (http://forum.screenwriter.ru/index.php)
-   Обмен опытом (http://forum.screenwriter.ru/forumdisplay.php?f=10)
-   -   Может ли сценарист давать указания оператору? (http://forum.screenwriter.ru/showthread.php?t=1190)

Бывший оператор 05.05.2008 17:05

Насколько оправдана ситуация, когда сценарист даёт указания оператору? (например, "камера гуляет", "панорама" и т.п.)

Афиген 05.05.2008 17:08

В литературном сценарии - просто недопустима. В режиссерском - пожалуйста.

Вячеслав Киреев 05.05.2008 17:18

Цитата:

В литературном сценарии - просто недопустима.
Допустима в некоторых случаях, когда это влияет на сюжет, например, когда Бывший оператор снова взял камеру в руки и видит через видоискатель (а вместе с ним и зритель) только красивый пейзаж, но совсем не замечает, что еще пару шагов, и он ахнет в пропасть. В этом случае камера может и гулять, и панорамы рисовать.

Нора 05.05.2008 17:25

Вложений: 2
Я редко, но упортебляю "КРУПНЫЙ ПЛАН", когда надо сделать акцент, например, на глаза актера, то есть этим усились сцену.
Иногда "ПАНОРАМА", когда пишу, например, о деревне. Почему бы лишний раз не показать, насколько прекрасна наша природа. :pipe:

Кандализа 05.05.2008 17:37

Бывший оператор
А что вы сами как бывший оператор думаете по этому поводу?

Наталья 05.05.2008 18:41

Цитата:

Сообщение от Бывший оператор@5.05.2008 - 17:05
Насколько оправдана ситуация, когда сценарист даёт указания оператору? (например, "камера гуляет", "панорама" и т.п.)
А давайте к вам оператор придёт и начнёт говорить, как писать. И камера, кстати, никогда не гуляет. Ей супер-техник этого не позволит.

Наталья 05.05.2008 18:46

Цитата:

Сообщение от Нора@5.05.2008 - 17:25
Я редко, но упортебляю "КРУПНЫЙ ПЛАН", когда надо сделать акцент, например, на глаза актера, то есть этим усились сцену.
Иногда "ПАНОРАМА", когда пишу, например, о деревне. Почему бы лишний раз не показать, насколько прекрасна наша природа. :pipe:

Ой, слов у меня нет... слов нет.... Нора, надеюсь, вы пошутили.

Нора 05.05.2008 18:55

Наталья , увы - нет. Я даже кадры для наглядности повесила из фильма. :pleased:
Вам что-то не нравится? :pipe:

Таис 05.05.2008 19:28

Может, не в тему, но, может, кто подскажет. Мне нужно очень короткое описание съемок фильма. ИНТ. КОМНАТА УТРО
Где оператор, где у него камера, где режиссер, кто там еще присутствует, кроме этих товарищей и двух актеров, снимающихся в эпизоде. Кто это тетя, которая хлопает дощечкой и говорит: Дубль такой-то. Простите за глупые вопросы, но я представляю себе весь процесс, вспоминая прекрасный мультик "Фильм, фильм, фильм". Возможно, с тех пор многое изменилось.

Денни 05.05.2008 19:38

Цитата:

Насколько оправдана ситуация, когда сценарист даёт указания оператору? (например, "камера гуляет", "панорама" и т.п.)
На самом деле, эти указания - режиссёру, и это иногда оправданно и даже необходимо.

Нора 05.05.2008 20:31

Дэн , :friends:

Афиген 05.05.2008 20:43

Цитата:

Где оператор, где у него камера, где режиссер, кто там еще присутствует, кроме этих товарищей и двух актеров, снимающихся в эпизоде. Кто это тетя, которая хлопает дощечкой и говорит: Дубль такой-то.
Хлопает "хлопушкой" хлопушка (помреж). Но сначала режиссер говорит:
- Мотор!
- Есть мотор, - отвечает звукооператор (человек с микрофоном на палке (мохнаткой).
Потом между местом действия и объективом камеры появляется хлопушка. Она (он) произносит:
- Сцена третья. Дубль четвёртый. И хлопает. - Это нужно для того, чтобы потом можно было синхронизировать изображение и звук. Хлопнув, помреж складывается пополам и исчезает. Умение быстро исчезнуть и внятно сказать свой текст (если сцена немая помреж не хлопает и ничего не произносит, а просто показывает хлопушку камере) - главные профессиональные качества помрежа.
Затем звучит режиссерская команда актерам:
- Начали!
Помимо уже названных членов съемочной группы на площадке присутствуют ассистенты оператора, ассистенты режиссера, художник-постановщик, второй режиссер, художник по костюмам. Разумеется, всем им толпиться в комнате совсем необязательно.

Афиген 05.05.2008 20:44

Че-то 2 раза одно и то же образовалось.

Пролетчиков 05.05.2008 20:57

У меня нет опыта работы в игровом кино. Даже минимального.
Говорю исходя из опыта создания документальных и корпоративных фильмов.
В литературном сценарии допустимы пожелания по постановке кадра. По крайней мере мне так кажется. Можно сделать предварительную раскадровку. Если есть время и навык. Но в нее все равно придется вносить изменения после того, как станут известны необходимые детали: места съемок, состав группы и техники, а главное - какова смета фильма. И потом по мере съемок раскадровку придется править, править и править, сообразуясь на месте по обстоятельствам и прислушиваясь к замечаниям оператора и осветителя. Вспомните "Гусарскую баладу" - сценарий подразумевает зимнии съемки, а де-факто пришлось снимать ранней весной.

ДЛЯ ЭЛИ
Посмотрите в библиотеке на главной страничке:
РАЗВЕРНУТАЯ СМЕТА НА СОЗДАНИЕ КИНО- И ВИДЕО- ПРОДУКЦИИ, там про состав съемочной группы довольно подробно рассказано

Денни 05.05.2008 21:01

Нора :friends:

ТиБэг 05.05.2008 21:27

Цитата:

Сообщение от Вицережиссер@5.05.2008 - 20:57
Можно сделать предварительную раскадровку.
Наверное даже нужно. Только это не сценарист должен делать. :happy:

Возможно и можно иногда прописывать свое видение кадра. Но злоупотреблять этим как минимум не стоит. Я читал пару десятков сценариев написанных режиссерами(не путать с "режиссерскими"), так там с этим беда....История тонет в "видении"...

Меркурианец 05.05.2008 23:28

Есть мометы, где просто необходимо подсказать оператору и не только...

"Коля идет через лес, в кадре напряжение, мы следим за ним выглядывая из-за дерева" :scary:

Татьяна М. 05.05.2008 23:50

Цитата:

например, "камера гуляет", "панорама" и т.п.
Мы это уже обсуждали.
Цитата:

НАТ. ЗАБОР ДЕНЬ
Сквозь камеру летит забор через поле, через лес. Забор поворачивает вправо, летит через лес, второй раз поворачивает вправо, летит через лес, третий раз поворачивает вправо, летит через лес, четвертый раз поворачивает вправо, летит через лес. Лес заканчивается, начинается поле. Забор летит сквозь камеру, долетают ворота.
Здесь:
http://www.screenwriter.ru/forum/index.php...topic=914&st=30

Кандализа 06.05.2008 00:06

А я стараюсь писать как можно более коротко и ёмко. Если передать эмоции, то режиссер, заразившись ими сам почувствует где какой план поставить.
Мне кажется, надо давать актёрам и режиссеру свободу в деталях. Одна из задач сценариста (на мой взгляд) эмоционально зажечь, вдохновить, а не прописывать каждый шаг. Но, может быть я идеализирую всё, опыта нет ведь :)

Мария О 06.05.2008 00:15

Татьяна М., спасибо. Про забор напомнили - моё особо любимое... :happy:

Нора 06.05.2008 00:48

Цитата:

Сообщение от Кандализа@6.05.2008 - 01:06
А я стараюсь писать как можно более коротко и ёмко.
Кандализа, раньше я так тоже писала, но пришла к выводу, что берут сценарии, которые читаются с интересом, то есть когда расписаны эмоции. Когда можно представить полностью картинку.
И потом. Сценарии, которые написаны коротко и емко, оказывается, выходят за рамки формата. :yes: Так от "Садовника" осталось только 60%. Остальное просто сократили. :cry:

Кандализа 06.05.2008 00:58

Нора , но я же тоже про эмоции упомянула же :) Разве для того, чтобы передать эмоции нужно долго всё расписывать?

Нора , я не поняла, значит сокращают то, что написано коротко, а не наоборот?

Кандализа 06.05.2008 01:00

Нора , а что за фильм "Садовник"?
У вас большой опыт в сценарном деле и мне интересно ваше мнение:)

Нора 06.05.2008 01:48

Кандализа, у нас с Белым вышел фильм "Садовник". 90 страниц сценария были написаны коротко и емко. В фильме осталось от 90 страниц максимум 50-60. :pipe: Так как большая часть сценария состояла из диалогов. Получается перебор во времени исключительно из-за них. :yes:

http://www.5-tv.ru/films/details.php?filmId=2107

Таис 06.05.2008 02:33

Афиген, спасибо. :friends:

Кандализа 06.05.2008 03:09

Нора , теперь понятно:)

Бывший оператор 06.05.2008 12:00

Да, неоднозначные мнения.... :pipe: На практике я часто сталкивался с ситуацией, когда указания или советы оператору дают буквально все. Вежливый оператор конечно выслушает, но окончательное решение примет только вместе с режиссёром. Не обижайтесь, уважаемые сценаристы, но мне кажется, каждый должен заниматься СВОИМ делом. А вообще, мне нравится этот сайт! Я сам, как сценарист- полный ноль, поэтому и забрёл сюда, знаний нахаляву натырить.......

Нора 06.05.2008 12:19

Бывший*оператор, ну если пару раз в сценарии сделать уточнения на счет камеры, то ведь это не так уж и страшно? :pipe:
Просто, мне кажется, этим не стоит злоупотреблять. :pleased:

Пролетчиков 06.05.2008 12:30

Камера, как известно, не только снимает, но и записывает звук. Отсматривая матриал накнулся на следующий диалог между режиссером и оператором:
Режиссер:
- Миша, Сушка выруливает. Ты ее взял?
Оператор:
- Взял.
- Идет на взлет. Держи ее в кадре. Держи... держи...
- Держу. Держу.
Все это время камера нацелена на совсем иной объект съемки и подхватывает сушку только за несколько метров от точки отрыва.

Любимый анекдот на профессиональную тему:

Режиссер (выбирая натуру):
- Тут мы будем снимать главную сцену.
Оператор (оценив освещенность):
- Не-а, тут мы будем проявлять пленку.

Нарратор 07.05.2008 20:25

А я всё таки придерживаюсь старого доброго правила - рассказать в сценарии саму историю, как будто бы я её пересказываю слушателям.
В этом случае, думаю, всякие "крупные планы" и "звучит тревожная музыка" - будут совершенно в рассказе посторонними.

Дельта Бета 12.05.2008 09:11

ИМХО - может... Если сценарист не режиссер, не оператор, но, знаете, есть такое обобщённое понятие, художник (именно в широком смысле )... Если он очень "живо" всё себе представляет, почему же ему не сказать об этом…
Я конечно понимаю, что у всех своё видение проблемы, но, на мой взгляд, главное конечный продукт, а не какое-то там деление по чётким структурным критериям…

живчеловек 12.05.2008 20:31

Я не против того, чтоб терли мой флуд, но удалять тематические посты это хамство.


СТЕРЕТЬ

Кандализа 12.05.2008 20:42

живчеловек , не обращайте внимания.
Главное - не упустить цель.

Эндрюс 24.05.2008 19:57

1. Можно писать операторские обозначения, если режик твой соавтор по площадке. И даже нужно. Потому что всё равно над реж. сценарием работают несколько человек - в том числе и сценарист. То есть скринрайтер заранее частично делает работу этапа предпродакшна.

2. Если скриптмастер не включён в процесс производства, то лучше не писать планы и панорамы, это раздражает людей, которые никогда в жизни не видели сценариста в лицо. И может не увидят вообще никогда. Одно-два исключения за скрипт я допускаю.

живчеловек 28.05.2008 21:43

Если сценарист дает указание оператору, то режиссер
а) принимает их и тем самым делает сценариста сорежиссером
б) запрещает сценаристу вмешиваться в его режиссерскую работу
в) фуфло

Гнус 28.05.2008 22:53

Режиссура дело индивидуальное! Пометки сценариста по поводу "планов", пнр. и так далее - во-первых, раздражают при чтении, во-вторых, по большей части, являются дилетантскими. Изобразительная часть картины - дело режиссёра в соавторстве с оператором. Дело сценариста - рассказать историю буквами, а не "картинками".

Елена Цвентух 28.05.2008 23:47

:kiss: Гнус
:friends:
И вообще, расслабьтесь, ребята, оператор не обращает на ваши ценные указания никакого внимания, если они не относятся к действию непосредственно.

Гнус 29.05.2008 00:16

Да оператор, вообще, ни на кого не обращает внимания - даже режиссёра слушает изредка! :happy: :happy: :happy:

Веселый Разгильдяй 31.05.2008 04:28

влезу в дискашн.
мое весьма категорическое мнение.
иногда в сценарной записи ЕСЛИ ЭТО КРАЙНЕ НЕОБХОДИМО - есть смысл ставить КРУПНО:, ДЕТАЛЬ: С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА и так далее - но только в том случае если это очень сильно работает на историю и действие.

во всех остальных случаях сценарист попросту не имеет права давать указания оператору. по одной простой причине: он ровным счетом ничего не понимает в этой сложной профессии. если только он не бывший оператор. но я лично таковых не знаю :)
я уж не говорю про указания сценариста оператору на площадке - это вообще нонсенс. можно просто схлопотать по сусалам :)

Дельта Бета 31.05.2008 05:38

Цитата:

Сообщение от Веселый Разгильдяй@31.05.2008 - 04:28
я уж не говорю про указания сценариста оператору на площадке - это вообще нонсенс. можно просто схлопотать по сусалам :)
Из личного опыта?.. :)
:direc***: :hit: :bruise:


Текущее время: 16:15. Часовой пояс GMT +3.

©2006 - 2009, screenwriter.ru
©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Powered by vBulletin; перевод: zCarot