Клуб сценаристов (http://forum.screenwriter.ru/index.php)
-   Свободный форум (http://forum.screenwriter.ru/forumdisplay.php?f=8)
-   -   Понять Тарковского. (http://forum.screenwriter.ru/showthread.php?t=1220)

Кандализа 22.05.2008 01:57

Случайно нашла статью Тарковского «Сценарий». Многое мне показалось спорным. Растолкуйте.

Вот отрывки, которые вызвали недоумение.

«Невозможно записать кинематографический образ словами. Это будет описание музыкой живописного произведения. Короче, вещь совершенно невозможная.»
Почему же?

«Настоящий сценарий не должен претендовать на то, чтобы быть законченным литературным произведением. Он должен изначально задумываться как будущий фильм. На мой взгляд, чем точнее написан сценарий, тем хуже будет картина. Обычно такой сценарий называется «крепким», герои в нем обязательно «превращаются», все «движется» и т. д. В основе своей это ти-пично коммерческое предприятие.»
Что скажут режиссёры? Очень интересно.

«Я не представляю себе, как можно снять картину по чужому сценарию. Если режиссер снимает картину, целиком приняв чужой сценарий, то он неизбежно становится иллюстратором».
Это частное мнение?

«Когда режиссер получает в свои руки сценарий и начинает над ним работать, то всегда оказывается, что сценарий, как бы ни был глубок по замыс-лу и точен по своей предназначенности, неизбежно начинает в чем-то изме-няться Никогда он не получает буквального, дословного, зеркального воплощения на экране. Всегда происходят определенные деформации. Поэтому работа сценариста с режиссером, как правило, оборачивается борьбой и компромиссами.»
Поделитесь, у кого есть опыт?

«Подлинный художественный образ обладает не рациональным толко-ванием, а чувственными характеристиками, не поддающимися однозначной расшифровке….
Произведение должно быть способно вызвать сотрясение, катарсис. Оно должно уметь коснуться живого страдания человека. Цель искусства не научить, как жить . Искусство никогда не решало проблем, оно их ставило. Искусство видоизменяет человека, делает его готовым к восприятию добра, высвобождает духовную энергию. В этом и есть его высокое назначение.»
А вот это очень даже понравилось! Согласна!


Вот здесь : http://screen-play.narod.ru/catalog.htm

можно тайти весь текст статьи. Найдёте там.

Кандализа 22.05.2008 02:10

Кстати, интересно мнение режиссеров. Они тут бывают и это очень хорошо.

БариХан 22.05.2008 08:46

Вечерком будет время (надеюсь) напишу. Тарковского редактировал Нехорошев. Он много чего рассказывал про Андрея. У меня даже чего-то есть из написанного по Тарковскому. Надо поискать.

БариХан 22.05.2008 14:33

Цитата:

Сообщение от Кандализа@22.05.2008 - 01:57
«Невозможно записать кинематографический образ словами. Это будет описание музыкой живописного произведения. Короче, вещь совершенно невозможная.»
Почему же?

«Я не представляю себе, как можно снять картину по чужому сценарию. Если режиссер снимает картину, целиком приняв чужой сценарий, то он неизбежно становится иллюстратором».
Это частное мнение?

Хотел много и долго писать и выкладывать из своих старых записей, но передумал. Вспомнил, как я разбирал "Зеркало" Тарковского и не мог сдать теорию драматургии. Семь раз сдавал. В итоге сменил фильм и отвечал по "Броненосцу Потёмкин".

Тарковского надо чувствовать. Я полностью согласен с его размышлениями. Это Титан!

Кандализа 22.05.2008 16:22

БариХан
Мне кажется в искусстве вообще на первом месте должна быть способность чувствовать!
Но чувствуют-то все по разному.
А вы согласны с тем, что "...чем точнее написан сценарий, тем хуже будет картина" ? Ведь наш современный американский формат предусматривает эту самую предельную точность.

Никита 22.05.2008 17:11

Можно я тоже скажу? (без притязаний на истину)

Мастера такого уровня, как Тарковский, при обучении могут ставить совершенно не связанную с темой лекции педагогическую задачу.

Ведь о чем лекция?
Не столько о сценарии. Скорее она о творчестве вообще. И о кино, как о частном продукте творчества.

Это поток информации, мыслей, парадоксов, которые должны порождать у слушателей движение.

В каком-то смысле - аналог чаньского коана.

В идеале, слушатель со своими спорными вопросами должен после лекции подойти к лектору и начать рубиться.
И стать или учеником или проходящим.

и еще - по таким лекциям очень сложно сдавать зачеты ;)
...
А вопросы - это хорошо.
Только отвечать на них лучше самостоятельно.

БариХан 22.05.2008 17:40

Цитата:

Сообщение от Кандализа@22.05.2008 - 16:22
БариХан
Мне кажется в искусстве вообще на первом месте должна быть способность чувствовать!
Но чувствуют-то все по разному.
А вы согласны с тем, что "...чем точнее написан сценарий, тем хуже будет картина" ?

Согласен.

Дельта Бета 22.05.2008 18:18

Гм... Спорненько, спорненько... Всё зависит от часности... Вот скажем, Роман Полански в "Ребёнке Розмари" тщательно и дотошно допытывался у кого-то (не помню у кого), какие рубашки мог носить герой ... И вообще чуть ли не носом землю рыл, что бы все детали проработать...
В итоге - Шедевр!..

Кандализа 22.05.2008 18:41

Никита , значит, Тарковский ставит цель, чтобы после его лекции в голове у слушателя остались не ответы, а вопросы?
Здорово!

Афиген 22.05.2008 18:44

Понять Тарковского и не уснуть...

Никита 22.05.2008 18:47

Кандализа
А как Вы себе представляете процесс обучения творческой специальности?

Кандализа 22.05.2008 19:02

Никита , это когда опытные делятся с учениками уже известными в той или иной сфере наработками и приёмами.

Никита 23.05.2008 11:03

Цитата:

Сообщение от Кандализа@22.05.2008 - 19:02
это когда опытные делятся с учениками уже известными в той или иной сфере наработками и приёмами.
Какие НАРАБОТКИ? Какие ПРИЕМЫ? Это Ваше мнение или так теперь написано в должностной инструкции Мастера курса?

Есть ремесло, а есть мировозрение.
Ни в том ни в другом ни наработок ни приемов (касательно творческой профессии) не может быть. Максимум что может быть - это стиль.

Мастер учит, в основном, мировозрению и философии профессии, отношению к ней. А есть еще преподаватели спецов - вот они учат в основном ремеслу, а уже потом, отношению и философии.
Ни в коей мере не говорю, что мастер ремесла не знает. Просто это не его задача. Его задача СФОРМИРОВАТЬ художника.

Лекция Тарковского на это и ориентирована.
Она помогает самостоятельно, через вопросы, споры, парадоксы, сформировать собственное мировозрение художника (с большой буквы Х)

PS
А по поводу "спорных" моментов - его тезисы опираются на достаточную философскую базу. И имеют право на существование ;)

Афиген 23.05.2008 12:32

Цитата:

Есть ремесло, а есть мировозрение.
Ни в том ни в другом ни наработок ни приемов (касательно творческой профессии) не может быть. Максимум что может быть - это стиль.

Мастер учит, в основном, мировозрению и философии профессии, отношению к ней. А есть еще преподаватели спецов - вот они учат в основном ремеслу, а уже потом, отношению и философии.
Ни в коей мере не говорю, что мастер ремесла не знает. Просто это не его задача. Его задача СФОРМИРОВАТЬ художника.
Теперь понятно, почему у нас из литинститута, а также с режиссерского факультета ВГИКа и ВКСР выходят, как правило, не писатели и режиссеры, а художники.

Никита 23.05.2008 12:53

Цитата:

Сообщение от Афиген@23.05.2008 - 12:32
Теперь понятно, почему у нас из литинститута, а также с режиссерского факультета ВГИКа и ВКСР выходят, как правило, не писатели и режиссеры, а художники.
И это правильно.
Хорошо, здорово, и т.п.

И так это и должно быть.

Для этого эти учебные заведения и существуют.

А если человек туда идет не для того чтоб художником быть, а чтобы престижную и высокооплачиваемую специальность получить, и за время обучения своих приоритетов не сменит - увы ему.

А мастеру, который такого возьмет и выпустит - тоже увы.

Афиген 23.05.2008 13:10

Никита, мастер - он на то и мастер, чтобы помочь студентам овладеть методом, ремеслом. Собственное мировозрение навязывают проповедники. Разглагольствуют о философии профессии, не уделяя должного внимания непосредственно мастерству, - лентяи и понтярщики. Результат обучения у таких - профнепригодность и волчий билет хронического, пусть и тонкоорганизованного, но неудачника. "Не сотвори себе кумира", - помните? Но цени, люби и уважай своих учителей.

Никита 23.05.2008 13:29

Цитата:

Сообщение от Афиген+23.05.2008 - 13:10--></div><table border='0' align='center' width='95%' cellpadding='3' cellspacing='1'><tr><td>Цитата (Афиген @ 23.05.2008 - 13:10)</td></tr><tr><td id='QUOTE'>Никита, мастер - он на то и мастер, чтобы помочь студентам овладеть методом, ремеслом. [/b]


Он помогает овладеть ремеслом, и я с этим не спорю.

но не это его основная задача. иначе он бы не был мастером курса.
Цитата:


это когда опытные делятся с учениками уже известными в той или иной сфере наработками и приёмами.

я высказался супротив этого мнения.

Цитата:

Сообщение от Афиген@23.05.2008 - 13:10
Собственное мировозрение навязывают проповедники.
Не нужно перегибать палку. Во-первых проповедник не навязывает, во-вторых, не свое.
И в-третьих - прочитайте внимательно мой пост про "собственное" мировозрение.

Цитата:

Сообщение от Афиген@23.05.2008 - 13:10
Результат обучения у таких - профнепригодность и волчий билет хронического, пусть и тонкоорганизованного, но неудачника.
Я знаю противоположные примеры.

<!--QuoteBegin-Афиген
@23.05.2008 - 13:10
"Не сотвори себе кумира", - помните?[/quote]
А это Вы к чему?

Афиген 23.05.2008 14:08

Цитата:

Он помогает овладеть ремеслом, и я с этим не спорю.
но не это его основная задача.
Именно в этом, если он мастер курса, а не жулик.

Цитата:

Во-первых проповедник не навязывает
Все зависит от профессиональных навыков и характерных особенностей конкретного проповедника.
Цитата:

во-вторых, не свое.
Все зависит от целей, которые преследует конкретный проповедник.
Цитата:

И в-третьих - прочитайте внимательно мой пост про "собственное" мировозрение.
Прочитал. Когда-то я пришел во ВГИК с уже сложившимся мировозрением. Страшно подумать, что было бы с тем, кто попытался бы помочь мне сформировать его заново.

Цитата:

Результат обучения у таких - профнепригодность и волчий билет хронического, пусть и тонкоорганизованного, но неудачника.

Я знаю противоположные примеры.
Да, иногда талантливые люди бывают живучи, как тараканы.
Цитата:

"Не сотвори себе кумира", - помните?

А это Вы к чему?
К тому, что стадию безропотного, слепого обожания своего мастера нужно перерасти.

Марципан 23.05.2008 14:39

Цитата:

Сообщение от Афиген@23.05.2008 - 14:08
Именно в этом, если он мастер курса, а не жулик.
ХОХОХОХО! У Вас талант драматурга! Гоп-гоп! Каковы крайности ... Хотя почему это жулик не может быть мастером класса? Я, как говорится, протестую.

На баррикады за права жуликов и мастеров классов! Нет - дискриминации!

Афиген 23.05.2008 14:45

Цитата:

У Вас талант драматурга!
Знаю. Я им себе на жизнь зарабатываю.

Марципан 23.05.2008 14:52

Цитата:

Сообщение от Афиген@23.05.2008 - 14:45
Знаю. Я им себе на жизнь зарабатываю.
Но мне кажется, в Ваших произведениях отсуствует жизненная правда. Мастер класса - и не жулик! Он лох - что ли? Нет, раз его слепо обожают - тогда он точно не лох!

Объясните срочно, что Вы имели в виду!

Авраам 23.05.2008 14:56

Ребята, а давайте вообще разберемся, кто такой Учитель (пусть даже с большой буквы)? Я всю жизнь думал, что это тот, у кого учатся, - т.е. берут определенный объем теоретической и практической информации. А тут вроде присутствует точка зрения, что Учитель - это тот, на кого молятся. Я ничего не перепутал?

Вячеслав Киреев 23.05.2008 15:05

Цитата:

кто такой Учитель (пусть даже с большой буквы)?
Это тот, кто умеет учить и учит.

Авраам 23.05.2008 15:07

Цитата:

Сообщение от Вячеслав Киреев@23.05.2008 - 15:05
Это тот, кто умеет учить и учит.
Замечательно. Так учат ремеслу или учат жизни?

Афиген 23.05.2008 15:10

Умные любят учиться, а дураки - учить.

Никита 23.05.2008 15:15

Цитата:

Сообщение от Авраам@23.05.2008 - 14:56
[b] А тут вроде присутствует точка зрения, что Учитель - это тот, на кого молятся. Я ничего не перепутал?
перепутали.
тут кто ни будь говорил, что на учителя надо молиться?

Цитата:

К тому, что стадию безропотного, слепого обожания своего мастера нужно перерасти.
Если это булыган в мой огород - спешу успокоить - у меня вообще не было такой стадии. Была и остается стадия глубокого уважения. Хотя иногда она переходила в стадию злости.

Цитата:

Так учат ремеслу или учат жизни?
Учат жизни в ремесле. И ремеслу в жизни.
Не поучают, а учат.
А еще мастер учит учиться.

Авраам 23.05.2008 15:18

Цитата:

Сообщение от Никита@23.05.2008 - 15:15
Учат жизни в ремесле. И ремеслу в жизни.
Не поучают, а учат.
А еще мастер учит учиться.

Т.е. все то же сектантство, о котором речь шла раньше.

Никита 23.05.2008 15:23

Так все искусство это сектантство.
С философской точки зрения.

А если вернуться к началу темы (простите зануду), то А. Тарковский только хотел сказать, что сценарий в кино - не самое главное. А ведь так и есть.

Афиген 23.05.2008 15:26

Цитата:

сценарий в кино - не самое главное. А ведь так и есть.
Согласен. Самое главное - бюджет.

Авраам 23.05.2008 15:37

Цитата:

Сообщение от Никита@23.05.2008 - 15:23
Так все искусство это сектантство.
С философской точки зрения.

Ерунда.

Никита 23.05.2008 15:41

Цитата:

Сообщение от Афиген@23.05.2008 - 15:26
Самое главное - бюджет.
Нет.
Бюджет тоже не главное.

Авраам!
А что Вы понимали под словом "секстантство"?

Авраам 23.05.2008 15:45

Цитата:

Сообщение от Никита@23.05.2008 - 15:41
[b]Авраам!
А что Вы понимали под словом "секстантство"?
Секстантство - я такого слова не знаю, но в нем определенно что-то есть. :devil:
Что же касается сектантства, то в это понятие прекрасно вписывается Ваша формула:
Цитата:

Учат жизни в ремесле. И ремеслу в жизни.
Уберите отсюда компонент "жизнь" и оставьте - ремесло. И все будет ок.

Никита 23.05.2008 16:52

Вот, а думал не заметят ;)

А жизнь убрать - что я - киллер, что ли?

Авраам 23.05.2008 16:58

Цитата:

Сообщение от Никита@23.05.2008 - 16:52
Вот, а думал не заметят ;)

А жизнь убрать - что я - киллер, что ли?

А что, только киллер отвечает за свою жизнь? Все остальные Учителям в рот глядеть должны?

Никита 23.05.2008 17:34

Убирать жизнь может только киллер.

даже при суициде

Авраам 23.05.2008 17:35

Цитата:

Сообщение от Никита@23.05.2008 - 17:34
Убирать жизнь может только киллер.

даже при суициде

Глубокая мысль. Мастер научил? :pipe:

Афиген 23.05.2008 17:36

Цитата:

Убирать жизнь может только киллер.
Не занудствуйте.
Цитата:

Бюджет тоже не главное.
Голые сиськи?

Авраам 23.05.2008 17:38

Цитата:

Сообщение от Афиген@23.05.2008 - 17:36
Голые сиськи?
Можно не голые, но большие.

Афиген 23.05.2008 17:39

Цитата:

Можно не голые, но большие.
Интересно, что писал об этом Тарковский.

Авраам 23.05.2008 17:42

Цитата:

Сообщение от Афиген@23.05.2008 - 17:39
Интересно, что писал об этом Тарковский.
Лучше бы он про это снимал.


Текущее время: 15:36. Часовой пояс GMT +3.

©2006 - 2009, screenwriter.ru
©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Powered by vBulletin; перевод: zCarot