Клуб сценаристов (http://forum.screenwriter.ru/index.php)
-   Свободный форум (http://forum.screenwriter.ru/forumdisplay.php?f=8)
-   -   Муренина норка :) (http://forum.screenwriter.ru/showthread.php?t=674)

мурена 05.10.2007 11:42

Всем здрасьте.

Если конечно никто из модераторов не против, вырою в Сценаристе.ру свою персональную норку... Можно? :friends:

Изучаю сценарное мастерство, честно говоря, совсем недавно... Новые знания даются легко, в литературном творчестве давным-давно, так что всё будет путём. Не боги горшки обжигают (сценарии пишут)..

Получается или нет, покажет время и деньги, которые мне либо заплатят либо заплатят попозже... :happy: :happy: По крайней мере удовольствие от процесса получаю, и слава богу :shot:

Буду здесь писать о трудностях, которые возникают и о том, как я их решаю... Есть у меня пагубная привычка блуждать эмпирическими путями и велосипеды изобретать... наверно от нелюбви к теоретическим пособиям, но я постараюсь исправиться, со временем всё станет на свои места.

Начать решила с мелодрамы, хотя идей было много - ничо... пусть полежат в ящике, созреют... В двух словах, мелодрамка о том, как главные герои разлучаются из-за хитроумных козней завистницы, но потом всё равно мирятся; а, завистница разоблачена и наказана, и находит любовь в лице того, на кого и "подумать не могла" :happy: :pleased: и всем хорошо, хэппи энд, куда ж без него...

Писать начала с построения скелета - типа Марк зашёл к Руфине и обнаружил то-то и то-то... Руфина позвонила врачу и спросила то-то и то-то... Марта подслушала разговор и сделала это... Очень прозрачной и нагладной получается структура всего фильма. Завязка, развитие, парочка поворотных моментов с наростанием динамики, кульминация, развязка. Всё гениальное просто :happy:
Больше всего усилий потребовала суть самой истории. Потом наращивать мясо на скелет конечно проще... Перемешивать сцены так, чтоб и каждая последующая вызвала интерес, и предыдущие не забылись... На саму историю ушло где-то месяца два - причём особенно никуда не спешила. У меня годовалая дочь, поэтому времени на работу практически нету - в основном по вечерам, когда укладываю ее спать. Но когда засыпает дочь - внимания начинает требовать муж... так что можете сами вообразить "интенсивность"моей работы ))))) ну да ладно...

Теперь "пошаговый" сценарий готов. Подошло время самих диалогов. Писать их конечно одно наслаждение, этакая я кукловодка (мини-бог) :pleased: :confuse: :happy:
Немного меня смущает объём произведения и задача - адекватно разрезать фильм на серии, потому как в 90 минут не укладываюсь, хоть убей... А может быть и уложусь, но стоит ли? Здесь не хватает кончено опыта. Что "ценней" и предпочтительней? Полный метр или мини-сериал? В сторону каких баррикад пахать?
Это насущный вопрос.

Есть еще пара-тройка моментов - уже из области сценарного формата. Например в фильме будет такая вещь: две героини, находясь в разных местах, рассказывают одну и ту же историю своим собеседникам. Понятно, что из уст одного персонажа эта история звучала бы затянуто и нудно. Поэтому перемежаю сцены - но куски истории из уст разных людей идут последовательно, как и должно быть - то есть картина рассказываемой истории остаётся цельной. Помимо всего этого нужно вставить кадры самой истории - желательно чёрно-белые, чтоб добавить цельности... Так вот... Как всё это делается с точки зрения формата размётки сценария?

В общем, здесь буду описывать свой сценарный путь. Даст Бог, кому-то когда-нибудь пригодится ))))

Заходите в гости. :friends: :pipe:

Брэд Кобыльев 05.10.2007 16:13

Цитата:

Поэтому перемежаю сцены - но куски истории из уст разных людей идут последовательно, как и должно быть - то есть картина рассказываемой истории остаётся цельной. Помимо всего этого нужно вставить кадры самой истории - желательно чёрно-белые, чтоб добавить цельности... Так вот... Как всё это делается с точки зрения формата размётки сценария?
А история рассказана героинями идентично или каждая интерпретирует события по-своему?
В любом случае можно писать следующим образом:

ИНТ. КАФЕ. ДЕНЬ

Героиня 1:
- бла-бла-бла...

НАТ. ФАБРИКА ПОШИВА ПОДГУЗНИКОВ - ВОСПОМИНАНИЯ ГЕРОИНИ1. НОЧЬ

Бла - бла - бла

ИНТ. КВАРТИРА. ДЕНЬ

Героиня 2:
- бла-бла-бла...

НАТ. ФАБРИКА ПОШИВА ПОДГУЗНИКОВ - ВОСПОМИНАНИЯ ГЕРОИНИ2. НОЧЬ

Бла - бла - бла


И т. д.

мурена 05.10.2007 21:40

Брэд Кобыльев
Спасибо.. имхо всё несколько сложнее... ну вот щас напишу - покажу, что получилось...

Гриня 05.10.2007 22:52

А уменя с кукловодством (Диалогами) плохо. Поможешь? :cry:

мурена 05.10.2007 23:23

Гриня

ну ничего не обещаю, но попробовать можно :) :yes:

Гриня 05.10.2007 23:26

Е-меил есть? Скину скелет маленькой историцы

мурена 05.10.2007 23:48

Гриня
murena@gala.net

Гриня 05.10.2007 23:57

Послал

мурена 06.10.2007 00:33

Гриня
Получила!
На выходных попробую выкроить время, напишу пару сцен :)

ЗЫ конец неожиданно трагичный.. Зачем? Люди ждут позитива от просмотренного. Смерть главных героев не рулит :shot: Лучше добавить смешных моментов, забавности характерам, хороший конец и получить приятную мелодраму )) - их лучше покупают :)

Гриня 06.10.2007 00:51

Послал соображения на почту.
Есть режисёр потенциально заинтересованый в таком (хорошем) сценарии

Гриня 07.10.2007 22:44

Прости, что сижу в твоей норке, но надо высказаться.
Стал детальнее разбирать ту историю которую тебе послал, рассыпалась буквально на глазах, так обидно, :cry: ревунемогу.
Всё надо собирать с начала.

мурена 07.10.2007 23:06

Гриня
да сиди, конечно ))) места много ))))))))

чего так? имхо история была на твёрдую четвёрку :-)

может я извращенка какая, мне подавай путанный-перепутанный сюжет, и неожиданностей побольше... но твоя история при всей ее простоте весьма была .. ээ ..жизнеспособна ..

Гриня 07.10.2007 23:43

Как только начал прорабатывать логику персонажей стали проваливатся сцены. Образование главного героя? Почему его вдруг пустили в этот дом? Девочка 16 лет может ли думать о мужчине как о сексуальном обьекте, а не рыцаре на белом коне? Папа по сути царь этого города или один из властительных князей, герой этого не понимает? Мама пока бездейственный герой - тогда надо её просто удалить. Конфликт между героями нельзя описать, а значит он не острый.
Теперь сижу переписываю

мурена 08.10.2007 00:40

Гриня
А я когда пишу, обо всей этой нудной теории не думаю )))) Она глубоко сидит и в обиду себя не даст. .. Наверно мужчины пишут сценарии умом, а женщины сердцем? ))))

Гриня 08.10.2007 01:24

Согласен. Пришлю сейчас тебе документ с более оптимистичным вариантом.

мурена 09.10.2007 00:35

Кстати назрел вопрос: как оформляются в сценарном форомате телефонные разговоры, если попеременно показывают то одного, то другого персонажа?

Так сойдёт? (на сбившиеся строки не обращайте внимания..)

ИНТ. САЛОН АВТОМОБИЛЯ HONDA CIVIC ДЕНЬ

Руфина останавливает машину в сквере.

РУФИНА
Ну что, Мурат, приехали!

Звонит ее мобильный телефон. Руфина роется в сумочке.

РУФИНА
Э, как вовремя…
(в трубку)
Алё!

ИНТ. КАБИНЕТ МАРКА ДЕНЬ.

Марк сидит за столом.

МАРК
Руфина Ивановна, боюсь, что не смогу приехать к семи. Снова завал на работе! черт знает что…

РУФИНА
Всё не слава Богу…

МАРК
Да еще и моя секретарь скоро уходит в декрет. А без нее…

(и дальше просто продолжать диалог)
сойдёт? посоветуйте, если мимо пробегать будете

Фантоцци 09.10.2007 01:11

Я бы сделал так:

ИНТ. САЛОН АВТОМОБИЛЯ ДЕНЬ - ИНТ. КАБИНЕТ МАРКА ДЕНЬ

Руфина останавливает машину в сквере.

РУФИНА
Ну что, Мурат, приехали!

Звонит ее мобильный телефон. Руфина роется в сумочке.

РУФИНА
Э, как вовремя…
(в трубку)
Алё!

Марк говорит по телефону в своём кабинете.

МАРК
Руфина Ивановна, боюсь, что не смогу приехать к семи. Снова завал на работе! черт знает что…

РУФИНА
Всё не слава Богу…

МАРК
Да еще и моя секретарь скоро уходит в декрет. А без нее…


(и дальше просто продолжать диалог)

Мурена, а что за имена? Вы для "Татарфильм" пишете? :doubt: :happy:

мурена 09.10.2007 01:14

Цитата:

Мурена, а что за имена? Вы для "Татарфильм" пишете?*
Если Татарфильм захочет купить - милости просим :happy: :happy: :) Все другие имена в сценарии на редкость банальные, вот и развлекаюсь как могу ))))))))) В этом могут быть какие-то минусы?

Фантоцци 09.10.2007 01:29

Цитата:

Все другие имена в сценарии на редкость банальные, вот и развлекаюсь как могу ))))))))) В этом могут быть какие-то минусы?
Не знаю. Имена кое-что говорят о людях :yes: В сценарии ничего не должно быть просто так. ИМХО, как говорится.

мурена 09.10.2007 01:39

Цитата:

Не знаю. Имена кое-что говорят о людях В сценарии ничего не должно быть просто так. ИМХО, как говорится.
учла :blush:

Брэд Кобыльев 09.10.2007 02:16

мурена, насчет телефонных разговоров. Пользуюсь принципом - разговоров в сценарии по возможности избегать, особенно телефонных. Нет ничего скучнее двух людей с трубками в кадре (разве что два чела, общающихся по интернету). Придумайте Вашим персонажам действия, которые рассказывают что-то еще, кроме слов, ими произносимых - тогда и вопросов о формате не возникнет.
Пикантность ситуации в том, что персонажи не видят друг друга.

Например:

ИНТ. КАБИНЕТ МАРКА ДЕНЬ.

Марк сидит за столом. Он с тоской рассматривает бумажную полоску - на одном конце полоска красная.

МАРК
Руфина Ивановна, боюсь, что не смогу приехать к семи. Снова завал на работе! черт знает что…

Марк берет в руки коробочку с изображением идиотически счастливого младенца. Рядом с младенцем нарисована несложная расшифровка: красный кружок - улыбающаяся семейная пара с младенцем.

РУФИНА (голос в телефоне)
Всё не слава Богу…

Марк кладет коробочку, берет со стола листок бумаги - на нем размашисто написано "10 000$" и помадой отпечатан поцелуй. Марк раздраженно комкает бумажку.

МАРК
Да еще и моя с-с.. секретарь скоро уходит в декрет. А без нее…

Вячеслав Киреев 09.10.2007 10:27

Цитата:

Нет ничего скучнее двух людей с трубками в кадре
Да я бы не сказал, что это скучно. Эта рекомендация появилась в эпоху стационарных телефонов, когда еще не было мобильной связи.
Проблема в том, что персонажи во время телефонного разговора были "привязаны" к телефонной трубке, и не могли действовать.

Сейчас все иначе. С трубкой в ухе можно бежать, драться, стрелять, прыгать вне зависимости от того, где персонаж находится, хоть на необитаемом острове.
Если информация, переданная по телефону важна для сюжета, рекомендую использовать автоответчик. Голливудчики часто им пользуются и я их понимаю.

Татьяна Гудкова 09.10.2007 11:11

Цитата:

Сообщение от Брэд Кобыльев@9.10.2007 - 02:16
Нет ничего скучнее двух людей с трубками в кадре (разве что два чела, общающихся по интернету).
Тут все от актера зависит, мне кажется... Смотрела по телевизору "Карманный Театр" Кокто, "Женщина у телефона" с Шаниной. Фантастика, хотя Шанина вообще одна играет. Только лицо, только слова, и практически без действия.

Если найду запись, куплю обязательно.

мурена 09.10.2007 11:53

Брэд Кобыльев

Ахаха!! :happy: :happy: Долго смиялось :kiss:

Вячеслав Киреев
Логично!

Брэд Кобыльев 09.10.2007 11:54

Цитата:

С трубкой в ухе можно бежать, драться, стрелять, прыгать вне зависимости от того, где персонаж находится, хоть на необитаемом острове.
Вячеслав*Киреев, да именно это я и хотел сказать :friends: Но даже стационарный телефон не делает человека паралитиком.

Цитата:

Тут все от актера зависит, мне кажется...
Татьяна*Гудкова, это понятно, но мы же не актеры, не режиссеры - мы сценаристы. Мы не должны думать как можно сыграть то, что мы пишем, мы должны предоставить что надо сыграть.

мурена 09.10.2007 11:55

Татьяна Гудкова
Действительно, с трубкой столько всего можно вытворять , не поймите привратно :happy: :happy:

мурена 10.10.2007 14:18

У меня вот еще какой вопрос назрел. Можно ли в сценарии в описании действия писать что-то вроде:

Присутствующие обмениваются малоинформативными приветственными репликами. Садятся за стол.

Или же предпочтительней расписать сами реплики типа:

ЖАННА:
Чудесно! Я так рада познакомиться!

ИННА
Проходите, проходите!

ИВАН
Чудесный стол...

????

Авраам 10.10.2007 14:21

Надо все прописывать. Кто ж за вас придумывать должен? :happy:

мурена 10.10.2007 14:31

Цитата:

Надо все прописывать. Кто ж за вас придумывать должен?
Просто есть мнение, что не нужно говорить актёру как все это сыграть, а такие реплики я почему-то отношу именно к области "игры" - ведь в данной ситуации неважно, что говорят, а важнее как это делают..

Авраам 10.10.2007 14:44

Цитата:

Сообщение от мурена@10.10.2007 - 13:31

Просто есть мнение, что не нужно говорить актёру как все это сыграть, а такие реплики я почему-то отношу именно к области "игры" - ведь в данной ситуации неважно, что говорят, а важнее как это делают..

Реплика - это реплика. Ее за вас никто не придумает. Ну я понимаю еще, когда есть задание массовке - "удивленные возгласы из толпы". Тут "ого", "ни фига себе" можно и не прописывать (хотя я бы прописал :pipe: ). Но у вас же начало диалога, с постоянными персонажами.
А вообще, чем меньше "ничего не значащих фраз" - тем лучше. Кино - это же не жизнь, диалог должен начинаться круто и заканчиваться на взлете. ИМХО.

мурена 10.10.2007 14:49

Цитата:

А вообще, чем меньше "ничего не значащих фраз" - тем лучше. Кино - это же не жизнь, диалог должен начинаться круто и заканчиваться на взлете. ИМХО.
Вот и мне хочется этого избежать, не лишив сценарий эмоциональности... Ладно буду искать золотую серёдку.. (селёдку),.

мурена 11.11.2007 14:49

Уже готово две половиной серии :) В целом планирую 4-6 серий.
Вообще вроде бы предпочтительней четное количество серий в мини-сериале, да? Почему?

Эндрюс 11.11.2007 17:23

удовольствие от процесса получаю (с)
Это самое главное, мурена. :yes:

Цитата:

Что "ценней" и предпочтительней? Полный метр или мини-сериал?
Предпочтительней в плане продаваемости мини-сериал.

Цитата:

Девочка 16 лет может ли думать о мужчине как о сексуальном обьекте, а не рыцаре на белом коне?
Девочка может думать и в 13 лет. :missyou:

Цитата:

Наверно мужчины пишут сценарии умом, а женщины сердцем?
Наверняка. :direc***:

[quote]Звонит ее мобильный телефон. Руфина роется в сумочке.

РУФИНА
Э, как вовремя…
(в трубку)
Алё!

Марк говорит по телефону в своём кабинете.[/quote]
ИМХО, неправильно. Нужно обязательно пометить снова
ИНТ. КАБИНЕТ МАРКА ДЕНЬ

Ведь все ИНТ. пишутся для съёмочной группы. Поэтому новый ИНТ. в сценарии жизненно необходим.

Другое дело, что стоит лишь раз пометить во время конкретного разговора, а потом уже в процессе не писать. Потому что получится по сути раскадровка, которую режиссёр делает сам и не любит, когда это за него делает сценарист.

Цитата:

Но даже стационарный телефон не делает человека паралитиком.
Конечно. Также, как не делает паралитиком ГОЛОС ЗА КАДРОМ. Чего этого голоса боятся редакторы?

Цитата:

Или же предпочтительней расписать сами реплики типа:
Зависит от ситуации. Например, можно написать в ремарке, что герой хмыкает, а можно отдельной репликой ХМ. В этом случае не стоит писать реплику.
Но если, допустим, приветствие, то очень важно прописать. Поскольку человек может сказать ПРИВЕТ, а может сказать ЗДРАСЬТЕ, а может ЗДРАВСТВУЙТЕ. Вы же автор и зачем создавать лишнюю головную боль режиссёру. Из мелочей и состоит любая хорошая лента. Можно сказать также, что сценарий претерпит изменения и так. Но можно и сказать, что эти реплики не подвергнутся никаким изменениям.

Цитата:

А вообще, чем меньше "ничего не значащих фраз" - тем лучше
Из "ничего не значащих фраз" и состоит сериальное действие, и действие полнометража тоже. Если их все убрать, то получится короткий метр.

Цитата:

вроде бы предпочтительней четное количество серий в мини-сериале, да? Почему?
Потому что в неделе 4 дня (понедельник, вторник, среда, четверг), по которым эти сериалы крутят каналы. И 6 серий у вас вряд ли купят. А если купят, то заставят либо растянуть (скорее всего), либо сократить. :cry:

Мария О 11.11.2007 17:34

Цитата:

Из "ничего не значащих фраз" и состоит сериальное действие, и действие полнометража тоже. Если их все убрать, то получится короткий метр.
Действие состоит из действия, простите, что вмешиваюсь. Иначе - слишком много болтовни (чем ты, Эндрюс, кстати, тоже грешен - в твоем сценарии есть ключевые сцены, которые ты решаешь на диалогах, а не на действии) :pleased:
Ничего не значащих фраз быть не должно. Либо в них проявляется характер героя, либо его нынешнее состояние духа, либо реакция на происходящее ДЕЙСТВИЕ и т.д. А уж как вы сформулируете "иллюзию жизни"- это вопрос индивидуальной талантливости. (Конечно, если вы пишите в "жанре" Иоселиани - другое дело. Но и у великого Отара нет "пустых" фраз - все для дела) :pipe:

Эндрюс 11.11.2007 18:23

Цитата:

Ничего не значащих фраз быть не должно. Либо в них проявляется характер героя, либо его нынешнее состояние духа, либо реакция на происходящее ДЕЙСТВИЕ и т.д.
Маш, смотри.
Действие часто подкрепляется нужными репликами. И поэтому (в том числе) и отражает характер человека. Поэтому характер героя и проявится в реплике ЗДРАВСТВУЙ, как герой это слово скажет. Понятно, что люди встречаются, а при встрече должны что-то говорить. Если ничего не говорят, то это тоже работает на сюжет и ситуацию. То есть реплики двигают действие-характеры, и поэтому даже малозначащие необходимы, кроме откровенно не значащих ничего междометий.

Вообще, на мой взгляд, действие нужно прописывать в случаях "крайней необходимости", также, как, скажем, что стоит на столе и во что одет герой. И нести минимум информации. Например, у меня есть такое ДЕЙСТВИЕ:
Радостев тыкает вилкой в картошку, пережёвывает.
Можно ведь просто написать:
Радостев снова начинает есть, (или смущённо есть - по действию смущение).
Режиссёр сам разберётся, что и как Радостев будет есть. Может он вообще есть не будет, или вместо картошки его смущение "прибьёт" поедать помидоры. Или то, чего вообще нет на столе у автора.

Цитата:

чем ты, Эндрюс, кстати, тоже грешен - в твоем сценарии есть ключевые сцены, которые ты решаешь на диалогах, а не на действии
Есть грех, причём сознательный (преобладание реплик над действием) грех. Почему сознательный - пояснил выше. :pleased:

мурена 11.11.2007 18:44

эндрюс
ваш пост мне каг бальзам на душу :)
кой-чего почерпнула :shot:

на счёт диалогов - почему-та считаю, что они должны быть интересными в первую очередь
во вторую - информативными... ну и действия чтоб не терялись в болтовне :) короче золотая селёдка каг везде..

под действием понимаю развитие сюжета - а кто там как ест, что ест, на чем сидит и на что смотрит - имо второстепенно.

кстати вопрос назрел: какова максимальная продолжительность одной сцены - одни и те же герои в одной и той же обстановке - две-три минуты?

мурена 11.11.2007 19:10

Кстати, действительно, интересно..

Если в сцене два героя просто сидят в кафе и хавают.
Происходящий разговор проясняет для зрителя следующее: Герою нравится героиня, а героиня его воспринимает холодно, у героини своё дело, у героя тоже, но он об этом не говорит - и даже больше, умалчивает.

Нужно ли подкреплять важность диалогов какими-то значительными действиями? - типа, он смотрит на нее так-то, она вилкой ковыряет там-то, тот бросает деньги на сто так-то...

или в сценарии пусть просто сидят, хавают и базарят? :)
а остальное - задача режессера и актёров?

Мария О 11.11.2007 19:10

эндрюс
Цитата:

То есть реплики двигают действие-характеры
Категорически наоборот. Действие - т.е. конфликт, ситуация - "двигает" репликами. (Хотя двигает персонажами, а потом уже - репликами)

мурена
Цитата:

кстати вопрос назрел: какова максимальная продолжительность одной сцены - одни и те же герои в одной и той же обстановке - две-три минуты?
Зависит, разумеется, от действия. Чем короче - тем лучше. И на пол-страницы может быть, и на страницу. И что бы ни говорил по этому поводу милейший Эндрюс, любящий диалоги, старайтесь трезво взвесить: может в данном эпизоде герой обойтись без сто первой реплики или нет? Скорее всего - сможет. Все, что герой хочет и должен высказать по поводу происходящего в одном эпизоде, должно работать только на этот эпизод.

Эндрюс 11.11.2007 19:42

Цитата:

на счёт диалогов - почему-та считаю, что они должны быть интересными в первую очередь
во вторую - информативными.
Я тоже считаю, мурена. Однако, редакторы-продюсеры-актёры считают иначе.
Чисто коммерческий подход, действующий на принципе: бла-бла твоих героев интересно только тебе. Такую коммерческую методу и озвучивает прелестнейшая Маша. И она права в плане коммерческого кино (а другого у нас почти нет).

Цитата:

Категорически наоборот. Действие - т.е. конфликт, ситуация - "двигает" репликами. (Хотя двигает персонажами, а потом уже - репликами
Что раньше было - курица или яйцо. :pipe:

Цитата:

Нужно ли подкреплять важность диалогов какими-то значительными действиями?
Если всё ясно, то не надо. А если нге всё ясно, то может у вас такой замысел, что пока этого не надо разжёвывать. Дайте кому-нить почитать серию и они (эти "кому-нить") скажут своё мнение. От этого и будете исходить. К каждой конкретной ситуации свой подход, мурена.

Цитата:

под действием понимаю развитие сюжета - а кто там как ест, что ест, на чем сидит и на что смотрит - имо второстепенно.
Совершенно верно понимаете. :yes:

Цитата:

кстати вопрос назрел: какова максимальная продолжительность одной сцены - одни и те же герои в одной и той же обстановке - две-три минуты?
МАксимальная вроде пара минут. И чем чаще смена плана для избалованного зрителя, тем лучше. Маша права.

Мария О 11.11.2007 19:56

эндрюс
Цитата:

Что раньше было - курица или яйцо.
Дорогой Эндрюс! Сначала ты научился хватать пухлыми младенческими ручонками соску и погремушки, а потом уже - говорить. Любое искусство - и кино, разумеется, тоже, будь оно коммерческим, будь некоммерческим - строится на подсознательных архетипах. Несложный вывод: действие изначально, диалоги - вторичны. Тридцать или сколько там лет кино вообще было немым - и ничего, все только радовались.
П.С. И не надо мне тут возражать, что дескать, "вначале было слово". Ибо я тоже возражу: то Слово - слово Бога - было действенным. Так что - как ни крути, я все равно права :tongue_ulcer:


Текущее время: 09:50. Часовой пояс GMT +3.

©2006 - 2009, screenwriter.ru
©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Powered by vBulletin; перевод: zCarot