Клуб сценаристов (http://forum.screenwriter.ru/index.php)
-   Свободный форум (http://forum.screenwriter.ru/forumdisplay.php?f=8)
-   -   Звягинцев - странный пример (http://forum.screenwriter.ru/showthread.php?t=3353)

Авраам 05.06.2011 23:20

Звягинцев - странный пример
 
Мне попался в руки журнал, где было интервью со Звягинцевым. Я не поленился, нагуглил это интервью, а также еще пару источников. И вот какие цитаты привлекли мое внимание:

Цитата:

Я почему-то был уверен, что знаю, как надо снимать. Наверное, потому что с 89-го года, как только появился Музей кино, начал туда ходить. Технологию саму я не знал, конечно, но что в конечном итоге должно получиться, представлял. До сих пор уверен, что технологии, азбучные истины, «восьмерку», например, простые законы монтажа преподать можно за две-три недели. Все остальное, на что уходят годы во ВГИКе, — это беседы с мастером, чаще всего байки про жизнь, как студенты жалуются. Нужно просто много снимать самому. И все. Художником, поэтом сделать невозможно. Ни один мастер тебя не научит никогда. Он может только угадать в тебе эту искру, взять к себе в мастерскую, так у Михаила Ромма на одном курсе целая плеяда всего высшего света нашего кино училась — от Шукшина до Тарковского. Но пять лет учиться ни к чему, по-моему.
Цитата:

Для меня главный герой фильма — киноязык, остальное — персонажи. Ну и, конечно, главная героиня — идея.
Цитата:

Я снимаю фильм исключительно для себя

Признаюсь, если бы мне попались подобные размышления где-нибудь на форуме, я бы решил, что это пишет очередное Молодое Дарование (если вы понимаете, о чем я). Тем не менее, это говорит серьезный режиссер, который подтверждает свою квалификацию профессионально снятыми фильмами. И хотя фильмы эти мне глубоко не по душе (в частности, потому, что "главный герой - киноязык", а снято "исключительно для себя"), но я не могу не признать уровень. Так как же получается, что профи и дилетант рассуждают одинаково? Такая вот интересная загадка.

Пишульц 06.06.2011 00:23

Re: Звягинцев - странный пример
 
профи и дилетант рассуждают одинаково в стране, где за бюджетные деньги человеку позволяют снимать "исключительно для себя".
И разумеется, если твой фильм провалился, всегда можно сказать: "Плевать. Я снимал исключительно для себя".

Танцующий Дым 06.06.2011 00:24

Re: Звягинцев - странный пример
 
Цитата:

Сообщение от Авраам (Сообщение 341867)
Так как же получается, что профи и дилетант рассуждают одинаково?

Боюсь, что дилетанты не рассуждают - они только говорят то, что им удобно и выгодно говорить.
Профессионалы - даже если говорят подобные вещи - учатся всегда, каждый день, каждую секунду, каждый вздох.
Азы профессии - да, можно усвоить на теоретическом уровне очень быстро, но дальше - только практика.
Цитата:

Сообщение от Звягинцев (Сообщение 341867)
Нужно просто много снимать самому.

И с каждым кадром ставить перед собой всё более и более сложные задачи; видеть собственные ошибки и не повторять их - именно этим отличаются действия профессионала и дилетанта.

(Лирические размышления под пиво).

Авраам 06.06.2011 00:29

Re: Звягинцев - странный пример
 
Согласен, самостоятельная практика - это очевидное условие для проф.роста. И все режиссеры в один голос утверждают: "хочешь снимать - бери и снимай". Но в то же время, необходимость проф.подготовки - это довольно общее место в рассуждениях о режиссерской профессии (в отличие от профессии писателя, например, где все с точностью наоборот, и Литинститут - скорее, антирекомендация). Точка зрения "во ВГИКе делать нечего" довольно маргинальна, я сталкивался с ней только два раза: в случае с Санаевым и вот, у Звягинцева.

Авраам 06.06.2011 00:39

Re: Звягинцев - странный пример
 
Да, и еще меня конечно вогнало в ступор утверждение "главный герой - киноязык". Провожу понятные мне параллели в драматургии: если бы молодой сценарист заявил, что у него главный герой - это "город", "ветер" или "солнечный свет" - его бы отправили читать Митту. Неужели у режиссеров иначе?

Авраам 06.06.2011 00:40

Re: Звягинцев - странный пример
 
Цитата:

Сообщение от Пишульц (Сообщение 341872)
всегда можно сказать: "Плевать. Я снимал исключительно для себя".

Да, и эта позиция тоже сомнительная для творческого работника. Безотносительно бюджетных\небюджетных денег, успеха\неуспеха картины

Танцующий Дым 06.06.2011 00:42

Re: Звягинцев - странный пример
 
Не забывайте, что у Звягинцева за плечами очень серьёзное актёрское образование (вернее, два). Чем занимаются актёры? Выполняют поставленные режиссёром задачи и мечтают стать режиссёрами. :)

А в профессии кинорежиссёра самое главное - понять замысел автора и суметь чётко, коротко и доступно объяснить задачу исполнителям: актёрам, оператору, художнику, композитору и т. д. Техническая же сторона профессии - то есть, ремесло, - это, в принципе, математика с набором правил и исключений из правил.

Кстати, Высшие режиссёрские курсы - два года обучения - вполне достаточно. Пять лет во ВГИК потому, что такие общие требования к понятию "высшее образование".

Авраам 06.06.2011 00:47

Re: Звягинцев - странный пример
 
Цитата:

Сообщение от Танцующий Дым (Сообщение 341877)
Не забывайте, что у Звягинцева за плечами очень серьёзное актёрское образование (вернее, два). Чем занимаются актёры? Выполняют поставленные режиссёром задачи и мечтают стать режиссёрами. :)

А ведь и правда. И кстати, Санаев тоже учивался во ВГИКе, насколько я понял.


Цитата:

Сообщение от Танцующий Дым (Сообщение 341877)
Кстати, Высшие режиссёрские курсы - два года обучения - вполне достаточно. Пять лет во ВГИК потому, что такие общие требования к понятию "высшее образование".

Ну, это понятно. На факультете допобразования во ВГИКе тоже два года. Вопрос: можно ли стать режиссером без проф.подготовки? Писателем - точно можно, примеров тьма. Режиссером - не знаю. Как выясняется, Звягинцев - не чистый пример, раз уж, как было замечено, он учился на актерском.

Танцующий Дым 06.06.2011 00:48

Re: Звягинцев - странный пример
 
Цитата:

Сообщение от Авраам (Сообщение 341875)
"главный герой - киноязык"

Авраам, мне кажется, это просто какой-то другой уровень ощущений - просто по той причине, что люди не всегда находят нужные слова, чтоб точно выразить свою мысль.
Но глубина в этой фразе есть. И объём. Может быть, закроем на минутку глаза и попробуем раствориться в этом?..

Танцующий Дым 06.06.2011 00:50

Re: Звягинцев - странный пример
 
Цитата:

Сообщение от Авраам (Сообщение 341878)
Вопрос: можно ли стать режиссером без проф.подготовки?

Ответ вы и сами знаете: практика!
Ох, уж эти риторические вопросы... :drunk:

P.S. Разумеется, нужно усвоить теорию. Усвоить - значит дойти до уровня, когда не нужно заглядывать в шпаргалку. Мне почему-то кажется, что в режиссёрском деле без наставника обойтись невозможно.

Авраам 06.06.2011 01:02

Re: Звягинцев - странный пример
 
Цитата:

Сообщение от Танцующий Дым (Сообщение 341879)
Может быть, закроем на минутку глаза и попробуем раствориться в этом?..

Да я пробовал. Внимательно смотрел Звягинцева - с открытыми глазами. Да, киноязык. Да, красивая картинка. Если поставить себе задачу "въехать" - то можно въехать. Другое дело, что меня в подобном искусстве не отпускает вопрос "зачем?" Но это уже вопрос моих личных вкусов и творчейской феласофии.

И кстати, еще один любопытный момент. Помните историю с провалом короткометражки для проекта "Нью-Йорк, я люблю тебя"? Так вот я не поленился, нашел эту короткометражку и посмотрел. Мне очень неловко в этом признаваться, но буржуйские продюсеры, вырезавшие этот этюд из фильма, были совершенно правы. И дело совсем не в том, что эта короткометражка выбивается из общего настроения проекта (хотя Звягинцев, как профессионал, мог бы и учесть требования заказчика). Дело в том, что сама эта работа Звягинцева как таковая - это абсолютный тихий ужас. Я очень удивился, как Звягинцев мог сделать такую беспомощную вещь, имея за плечами два таких фильма, как "Возвращение" и "Изгнание". В этой короткометражке есть только один реально красивый, фирменный кадр от Звягинцева. Остальное - какое-то жуткое и претенциозное ниачом, ощущение, что снимал студент с неумеренными авангардными амбициями.

Танцующий Дым 06.06.2011 01:10

Re: Звягинцев - странный пример
 
Цитата:

Сообщение от Авраам (Сообщение 341881)
Но это уже вопрос моих личных вкусов.

Разумеется, о вкусах не спорят.
Меня фильм в своё время потряс.
Но это не имеет отношения к делу, потому что...
Цитата:

Сообщение от Авраам (Сообщение 341881)
буржуйские продюсеры, вырезавшие этот этюд из фильма, были совершенно правы.

Вы, конечно, могли сами написать ответ: владение жанром - вот, где причина.
Звягинцев - это классное авторское кино, но ни в коем случае не жанр.
Хотя авторское кино - это тоже жанр. :)

Авраам 06.06.2011 01:38

Re: Звягинцев - странный пример
 
Цитата:

Сообщение от Танцующий Дым (Сообщение 341882)
Вы, конечно, могли сами написать ответ: владение жанром - вот, где причина.
Звягинцев - это классное авторское кино, но ни в коем случае не жанр

Я понимаю случай жанрового автора, который не имеет "авторского голоса".
Но авторский автор, который беспомощен в жанре, вызывает у меня подозрения.
Это, кстати, касается и кино, и литературы.

Авраам 06.06.2011 01:40

Re: Звягинцев - странный пример
 
З.Ы. И да, повторюсь, короткометражка Звягинцева - очень слаба не по отношению к жанровым требованиям "Нью-Йорк, я люблю тебя", а по отношению к тому уровню, который Звягинцев продемонстрировал в полнометражных картинах.

Танцующий Дым 06.06.2011 01:55

Re: Звягинцев - странный пример
 
Цитата:

Сообщение от Авраам (Сообщение 341883)
Я понимаю случай жанрового автора, который не имеет "авторского голоса". Но авторский автор, который беспомощен в жанре, вызывает у меня подозрения.

Кажется, я вашу мысль не понял... ну, ладно.

Под жанром я имею в виду жанр с точки зрения проката - комедия, драма, боевик и т.д. - "архисюжет", классическое построение сюжета (по Р. Макки).
Под авторским кино я имею в виду "антисюжет" - по тому же Макки.

То есть, предлагаю пересмотреть мой предыдущий пост с этой позиции и, возможно, фраза
Цитата:

Сообщение от Авраам (Сообщение 341883)
авторский автор, который беспомощен в жанре

окажется прекрасным каламбуром, но не более.

Цитата:

Сообщение от Авраам (Сообщение 341884)
И да, повторюсь, короткометражка Звягинцева - очень слаба /.../ по отношению к тому уровню, который Звягинцев продемонстрировал в полнометражных картинах.

В "Возвращении" он не был сценаристом в "Изгнании" - соавтор, а в этой короткометражке - сам. Увы, не у каждого режиссёра получается писать сценарии для себя. Мне кажется, проблема именно в этом.

Прошу прощения, но у меня закончилось пиво. Нужно таки прогуляться. :drunk:


Текущее время: 09:50. Часовой пояс GMT +3.

©2006 - 2009, screenwriter.ru
©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Powered by vBulletin; перевод: zCarot