Народ, Вы тут на библейские темы разошлись, а я никак не могу понять сути дискуссии? Насчет левитов поясняю: действительно, до исхода из Египта было колено Леви (одного из сынов Иакова). Но это не были священники, поскольку никакого культа тогда не было. Моисей и его брат Аарон происходили из этого колена - когда произошел исход и был основан культ, потомки Аарона стали коhэнами (священниками), а левиты - их слугами. С этого момента коэны и леви - это храмовая каста. Это, если читать буквально по Библии.
Если же пытаться реконструировать, как оно было на самом деле... ИМХО, гиблое дело. Вся эта история с исходом зафиксирована только в одном источнике - в Библии. Внешних свидетельств нет, во всяком случае, ПРЯМЫХ. Время от времени ученые изголяются, чтобы изтрактовать какие-то косвенные свидетельства извне, как подтверждение исходу из Египта, но все это вилами по воде. Пример: во 2 тыс. до н.э. в Египте было слово хабиру (также хапиру и апиру) - так называли всякий деклассированный сброд, разбойников и кочевников. На основании отдаленного созвучия между хабиру и иврим делаются предположения, что вот этот вот сброд в определенный момент самоорганизовался и откочевал в Ханаан, где впоследствии осмыслил себя как этническую общность. Даже если это так, сами понимаете, это слабо похоже на тот сюжет, который мы видим в Библии.
С другой стороны, нельзя не признать, что этногенез в качестве мифа о бегстве рабов на доисторическую родину - довольно нестандартная штука. Это, что называется, специально не придумаешь. Очевидно, что между Ханааном и Египтом были очень тесные связи и происходил постоянный культурный и демографический обмен. Возможно, это ощущение перманентной прародины и породило миф о единомоментном исходе из Египта.
Кстати, точно такие же связи можно усмотреть и с Месопотамией - вся история с Авраамом и далее. В этом случае механизм перманентного демографического обмена прописан откровенно: патриархи последовательно берут себе жен именно с Востока, откуда пришел Авраам, это осмысленная позиция - они не желают, чтобы их дети женились на местных жительницах, ханаанках.
Забавно, как все это так или иначе повторяется в наши дни. Грандиозный исход евреев из России в начале 90-х включает в себя немало частных историй - где люди, родившиеся в России, возвращались на родину, и снова уезжали, женили детей на местных, забирали отсюда жен и мужей, а их дети, рожденные уже в Израиле, чувствовуют связь с прародиной и пытаются осмыслить свое происхождение, зачастую даже не зная русского языка.
|