Максиморон продолжение для вас!
Принцип монтажа по фазе движения.
Всякое движение можно разделить на фазы. Например, человек выпивает стакан воды. Первая фаза – человек тянется к столу. Вторая фаза – человек берет стакан. Третья фаза – человек подносит стакан ко рту. Четвертая фаза – человек выпивает содержимое стакана. Пятая фаза – человек ставит стакан на стол. Лучше всего разделяются на фазы циклические движения. Формулировка принципа тоже, довольно замысловата – все, что движется и снимается несколькими последовательными планами, должно быть смонтировано с соблюдением фаз цикличности, создавая впечатление непрерывности хода движения и действия. Иными словами, если на общем плане человек дотронулся до стакана, то в последующем, необходимо крупно снять его руку берущую стакан. Обычно, для соблюдения принципа монтажа по фазе движения, движения снимаются несколько раз планами различной крупности с захлестом. То есть, так, чтобы предыдущий план содержал начало следующей фазы, а последующий содержал конец предыдущей фазы и начало следующей. Тогда, монтажер имеет возможность на монтаже точно сопоставить все фазы движения. Существует правило: При комфортном монтаже по этому принципу переход от одного кадра к другому должен приходиться на самый неустойчивый момент движения объекта в кадре, и последующий кадр должен захватывать часть движения предыдущего, как бы подхватывая его. При цикличности движения объекта в кадре этот принцип позволяет растягивать время или сжимать, повторяя фазы цикла или, наоборот, выбрасывая их. В последнее время в отечественном кинематографе явно определилась тенденция к клиповой манере монтажа, что неплохо, но клиповой манере, как раз, свойственно вырезать фазы, а не последовательно их монтировать. Такое имеет место быть. Действительно, зачем тратить драгоценное экранное время на последовательный показ всех фаз посадки человека за руль машины. Монтировать можно в клиповой манере – человек подошел к машине, в следующем кадре – финальная фаза опускания в водительское кресло, потом, сразу – движение автомобиля. Принцип монтажа по фазе движения, на мой взгляд, чрезвычайно важен, если актер четко выстроил пластический рисунок роли. Тогда малейший нюанс движений актера очень важен, он обретает особый смысл и работать по фазе движения, просто необходимо, тут клиповая манера только испортит все. Таких актеров, впрочем, немного. Из наших могу назвать, разве Сухорукова – вот мастер пластики! Из импортных, я в восторге от пластических рисунков-характеристик Энтони Хопкинса.
__________________
Si vis pacem, para bellum
|