神風
Регистрация: 01.02.2007
Сообщений: 21,509
|
Внутрикадровый монтаж – давно обещанная тема. Интересно, что внутрикадровый монтаж – термин исключительно русский. Западники не пользуются этим термином, заменяя его на другое понятие – мизансцену. Но, здесь следует отметить, что само по себе построение мизансцены, если оно связано с движением камеры, персонажей, или объектов, по сути, и есть запланированный внутрикадровый монтаж. У нас сложилась целая школа внутрикадрового монтажа. Тарковский, например, был против «монтажного» кинематографа. Он, вообще не считал монтаж основным выразительным средством в кино. Исходя из своих рассуждений, в которых Тарковский утверждал, что посмотрев всего один кадр, снятый кем-либо, можно сказать талантлив человек, или нет. Здесь я не могу удержаться от того, чтобы не привести цитату: «Монтаж в конечном счете лишь идеальный вариант склейки планов. Но этот идеальный вариант уже заложен внутри снятого на пленку киноматериала. Правильно, грамотно смонтировать картину, найти идеальный вариант монтажа — это значит не мешать соединению отдельных сцен, ибо они уже как бы заранее монтируются сами по себе. Внутри них живет закон, который надо ощутить и в соответствии с ним произвести склейку, подрезку тех или иных планов. Закон соотношения, связи кадров почувствовать иногда совсем непросто (особенно тогда, когда сцена снята неточно) — тогда за монтажным столом происходит не просто механическое соединение кусков, а мучительный процесс поисков принципа соединения кадров, во время которого постепенно, шаг за шагом, все более наглядно проступает суть единства, заложенного в материале еще во время съемок.». Достаточно ясно сказано! Во всяком случае, в Зеркале у Тарковского всего 200 кадров, а это – полный метр! То есть, в обычном «монтажном» подходе было бы не менее 500! Он, собственно, не был единственным, кто предпочитал внутрикадровый монтаж. Так работали Уайлер, Калатозов, сейчас так работает Сокуров. Дело в том, что западники не правы. Мизансцена – это всего лишь, мизансцена. Если мы разведем прекрасную, очень выразительную мизансцену, но снимем ее общим планом, она ни чем не будет отличатся от театральной. Но, восприятие с экрана отличается от восприятия со сцены – нет живого контакта между актером и зрителем, следовательно, мизансцена получится мертвой. Особенно, если мы хотим показать реакции и переживания персонажей. Вот здесь, мы построим мизансцену иначе. Герои будут двигаться в кадре, приближаясь и удаляясь от нее, то есть, крупность персонажей юудет меняться – это, уже не просто разводка мизансцены, а внутрикадровый монтаж. А, если усложнить сцену и вместе с главными героями добавить туда других, создающих конфликт, тогда нам потребуются и их крупные и средние планы, реакцию героев на их появление. И, этого можно добиться за счет перемещений актеров по отношению к камере. Сопоставление и противопоставление в одном кадре, которым снята сцена – это и есть внутрикадровый монтаж. Внутрикадровым монтажом называется сопоставление статичных пластических образов и пластических образов действия путем использования движения объектов в кадре (мизансцены) и путем различных движений самой камеры, которое обеспечивает смену информации и развитие содержания кадра.
В то же время внутрикадровый монтаж можно рассматривать как совмещение двух мизансцен: мизансцены действующих лиц перед аппаратом и мизансцены самой движущейся камеры, которая снимает эти персонажи. Правда, в таком определении отсутствует факт сопоставления объекта с рамкой кадра и изменения содержания плана за счет изменения крупности объекта в кадре. Но, это, Бог с ним! Главное, что во внутрикадровом монтаже движутся, либо объекты, либо камера. Столь длинное предисловие(хотя я старался быть, по возможности, кратким) необходимо, на мой взгляд, для понимания сути. У внутрикадрового монтажа есть 5 средств:
1. Мизансценирование – передвижение персонажей и объектов внутри кадра относительно камеры.
2. Панорама – поворот камеры во время съемки на оси штатива на одной статичной точке.
3. Панорама с движения (тревеллинг) – перемещение камеры во время съемке на каком-либо движущемся приспособлении с сохранением направления взгляда объектива. Проще говоря, например, когда камера, как бы движется вместе с движущимся объектом.
4. Совмещение панорамы и тревеллинга - свободное переме
щение камеры во время съемки с любым изменением направлен
взгляда объектива.
5. Совмещение мизансценирования с любым видом движений
камеры.
Но, это по классике. Тут, еще, можно добавить(вернее, я бы выделил) –
6. Свободную камеру – свободное перемещение камеры на стабилизационном устройстве – стэдикаме. Стэдикам закрепляется на теле оператора и позволяет ему свободно перемещаться, имитируя взглядом камеры взгляд человека.
7. Панаромирование с помощью операторского крана.
Не углубляясь в суть каждого из методов, сценарист, конечно, должен представлять, что предложенная им сцена может быть снята, по сути, двумя способами – монтажно (покадрово) и внутрикадровым монтажем. Вот это, кстати, к разговору об описаниях движений персонажей. Дело не в описании, как таковом, дело в том, что, если перемещение героя имеет драматургическую нагрузку, если оно значимо для него, если оно несет характеристику персонажа(например, ваш герой по какой-то причине, скажем, ранение, не может долго сидеть, он постоянно ходит) – его стоит описывать, если драматургической нагрузки нет, то и утяжелять сценарий, наверное, не стоит. Впрочем, я слишком многословен. Если есть вопросы, то я готов на них ответить. Хотя, это не последний пост о внутрикадровом монтаже.
__________________
Si vis pacem, para bellum
|