神風
Регистрация: 01.02.2007
Сообщений: 21,509
|
Если уподобить весь процесс создания фильма, или спектакля процессу
создания техники, то выходит странная аналогия! Драматург подобен инженеру -
конструктору, он создает чертеж будущего объекта! Кто в этом процессе
редактор? Скорее инженер технического контроля - чья миссия заключается в
том, насколько сей чертеж отвечает требованиям технической грамоты.
Режиссер - это тот, кто это будет делать, он, одновременно, и
инженер-технолог, и инженер - производственник, и тот, кто будет изделие
эксплуатировать. Так, что это его функция - думать о том, как воплотить то,
что начертил драматург. Постановочный потенциал - термин надуманный,
совершенно расплывчатый, неконкретный, а, стало быть, субъективный.
Разберемся - как говорил Владимир Высоцкий. Режиссер - рассказчик истории.
Хороший рассказчик может интересно и увлекательно рассказать самую банальную
историю. Хорошие рассказчики превращают в драму даже историю о походе в
магазин за хлебом. От плохого рассказчика будет скучно слушать самый
захватывающий детектив. И, это не просто рассуждения! Когда-то в юности,
обучаясь актерскому делу я запомнил известную фразу Всеволода Мейерхольда -
<Дайте мне телефонную книгу и я ее поставлю!>. Не знаю почему, но эта фраза
глубоко запала мне в душу. Мейерхольд не оставил ни каких объяснений. Что
это? Что стоит за его утверждением? Сначала мне думалось, что это - всего
лишь, слова гения сознающего собственную гениальность. Потом, уже в другой
период жизни, я решил, что это не больше чем очередное чудачество эпатажной
личности. Затем, я подумал, что эти слова - бредятина революционного
интеллигента, желавшего ниспровергнуть все и вся в застоявшемся искусстве с
его заскорузлыми правилами. Но, вопрос о пресловутой телефонной книге не
давал мне покоя. Значительно позже я понял, что эти слова - не печать гения,
не эпатаж и не бред, это трезвость профессионала режиссуры. Телефонная
книга - по сути, идеальная модель драматургии(подчеркиваю, именно модель, а
не сама драматургия). Из чего состоит стандартная телефонная книга? Это
перечень учреждений и фирм с набором телефонов от директора до проходной и
алфавитный справочник квартирных телефонов с приложениями типа кодов городов
и стран, телефонов экстренных служб и прочее. Это же модель города в
миниатюре, модель жизни! Взять, к примеру, телефоны любого учреждения! Вот
вершина иерархии - телефон приемной, далее телефоны заместителей директора и
начальников отделов, далее телефоны отделов, далее телефон проходной.
Порассуждаем! Что такое приемная? Это комната в которой стол, за которым
сидит секретарша, стулья для ожидающих приема и две двери - кабинет
директора и его первого заместителя. Это же кладезь! Какая приемная?
Маленькая, или большая? Как обставлена и оформлена? Кто за столом секретарь,
или секретарша? Если секретарша, то какого возраста, как одета, как
относится к посетителям? Кто директор, кто первый зам.? Какие отношения
между ними и с секретаршей? И, это только начало! Ответив на элементарные
вопросы можно запросто выстроить сцену в приемной и поставить задачи
актерам! А, если пойти дальше! Кто такие заместители и начальники отделов?
Как они относятся друг к другу, к директору? Кто работает в отделах,
начальники которых не удостоились собственных служебных телефонов? Наконец,
кто вахтер, какие простые люди работают на этом предприятии, что это,
вообще, за предприятие, чем оно занимается! Тут можно на целый
производственный боевик в стиле <Аэропорта> материала накрутить! И, это
только телефоны одного предприятия! А, есть еще и личные телефоны с
адресами! Многие их обладатели - соседи. Какие отношения между ними, где они
работают, чем занимаются, имеют ли семьи и так далее и тому подобное! Можно
рассуждать до бесконечности всего лишь над обычной телефонной книгой! Из
обычной телефонной книги - справочника, вернее из сконцентрированной в нем
информации можно выжать фильм, или спектакль любого жанра, любой
продолжительности и направленности. В телефонной книге содержится все, что
надо режиссеру для того, чтобы выстроить свое видение, трактовку, прочтение
и прочее, прочее, прочее! Если в телефонном справочнике сокрыт такой
огромный постановочный потенциал, то, что говорить о пьесе, или сценарии! И,
как этот потенциал может определить редактор, чья функция - проверка
технического соответствия? На эти мысли меня навел мой учитель, который
разбирал с нами на занятиях по режиссуре свою собственную постановку. В
качестве литературной основы была одна малоизвестная пьеса Соммерсета Моэма.
Пьеса, которую считают неудачной, устаревшей и неинтересной. Ее не ставят не
то, что в наших пенатах, даже в Великобритании она интересует только
литературоведов и историков театра не более, как очередное проходное
произведение известного писателя и драматурга. Мы прочитали пьесу. Полный
отпад - скучища, нудятина, ни каких аналогий не только с нашими реалиями, а
и с современностью вообще! Вся группа в один голос заявила, что никто бы не
стал ставить подобное произведение. Чем зрителя цеплять? Длиннющими
репликами, в которых, пока дочитаешь до конца, забываешь о том, что
говорилось в начале, не то, что предыдущую реплику другого персонажа?!
Странными, даже современным англичанам, викторианскими условностями,
напоминающими японские ритуалы, только лишенные японского изящества?!
Практически полным отсутствием действия?! Глупейшими, на наш взгляд,
характерами персонажей?! Чем!? Хотелось спросить - а, где эту тухлятину
вообще откопали?! После того, как все вопросы были заданы, и все разгромные
рецензии высказаны, учитель ни чего не ответил. Вместо этого, он начал
вместе с нами работать над материалом. Терпеливо, слой за слоем снимая всю
эту непотребную затхлую нудятину, пока не обнажилась суть истории - два
человека давно любят друг друга, но быть вместе им мешает замужество
женщины. Вдруг, оно исчезает - муж, неожиданно гибнет! Женщина свободна! А
женитьба на вдове сделает поступок мужчины даже благородным! Но, выясняется,
что они так боятся что-то изменить в своей жизни, что счастье, которое было
рядом оказываться им ненужным! Все сразу встало на свои места! Такую историю
можно рассказывать! И не важно где и в какое время она произошла! После
этого мы, вместе с учителем без труда провели анализ вычлененной истории.
Стало ясно какие задачи ставить актерам, где и что сократить, каких красок
добавить. Шеф сделал телеспектакль:. Театр, актеры которого были приглашены
в постановку, настоял на том, чтобы спектакль был перенесен на сцену их
театра и идет до сих пор! Сейчас не советские времена! Если бы это не
пользовалось успехом - давно бы сняли! После этого наглядного урока работы с
материалом я все понял! Теперь и я вслед за Мейерхольдом могу сказать -
дайте мне телефонную книгу и я ее поставлю! Более того - дайте мне что
угодно, хоть руководство по эксплуатации пылесоса, хоть медицинскую справку,
и я их поставлю! Драматургия и постановочный потенциал есть везде! Их нужно,
просто уметь искать и выстраивать! Капитан, увидев трухлявое судно с
командой, которая никуда плыть не хочет и офицерами, которые смотрят на
капитана, как на бездарь и идиота, может, конечно, отказаться выходить в
море:. Но, если он профессионал, он выйдет в море и отвезет груз в порт
назначения. Если он хороший профессионал, он сделает это точно в срок, или,
даже с опережением графика. А, если он еще и талантливый профессионал, он не
только доставит груз, а еще успеет открыть какой-нибудь остров! А, если он
гений?! Такой человек, взяв в работу соверенно провальный сценарий, снимет
фильм, который войдет в историю кинематографа. Потом, критики будут
удивляться, мол, как на таком дерьме возникло нечто? Снять можно все, и смею
утверждать, снять так, что запомнят! И тупой журналисткий репортаж и
творение гениального драматурга!
__________________
Si vis pacem, para bellum
|