Публикую здесь статью из Cinemotion_lab. На всякий случай, если у кого не работает ссылка.
Правда между строк
Лора Кросс, редактор, консультант
В жизни мы редко говорим то, что думаем и чувствуем на самом деле – потому что боимся обидеть, показаться слабыми или смешными. Так же поступают персонажи в хороших фильмах. Приберегите откровенность для кульминационных сцен, когда все маски сброшены и чувства накалены до предела. В остальных случаях – прячьте мысли и чувства героев в подтексте.
Играть в открытую – скучно! Гораздо интереснее вести со зрителем тонкую психологическую игру.
Подтекст – обязательный элемент хорошего диалога. Скрытый смысл реплик, не высказанная героями напрямую правда – заставляют зрителя вникать в разговор и таким образом вовлекают в историю. Если ваши герои выбалтывают зрителю все, что думают, он останется всего лишь безучастным свидетелем происходящего.
Прежде чем писать диалог, подумайте, какой между вашими персонажами конфликт и что они могут потерять, раскрыв свои истинные чувства и намерения. В приведенной ниже сцене из фильма «Непрощенный» (Unforgiven) обоим персонажам: проститутке Дилайле, которую порезал клиент, и наемному убийце Манни, тоскующему по погибшей жене, – слишком сложно говорить в открытую:
ДИЛАЙЛА
Двое ваших друзей... они пользовались в счет долга...
МАННИ
В счет долга?
ДИЛАЙЛА
Бесплатно.
МАННИ
Бесплатно?
ДИЛАЙЛА
Элис и Силки предоставляли им... услуги.
МАННИ (сконфуженно)
А, ну да.
ДИЛАЙЛА (робко)
Может, вы тоже хотите... бесплатно?
МАННИ (отводя взгляд)
Я? Нет. Наверное, нет...
ДИЛАЙЛА (скрывая, что задета)
Я не имела в виду, со мной. Элис и Силки вас обслужат, если хотите...
Вот шесть способов создавать диалоги с подтекстом:
1. Действие вместо ответной реплики.
Если один персонаж говорит: «Я тебя люблю», то другой в ответ может влепить ему пощечину, начать читать газету, выйти из комнаты, смутиться...
2. Смена темы.
Персонаж может избегать прямого ответа, как в этой сцене из «Основного инстинкта» (Basic Instinct):
КЭТРИН
Она помогла мне понять, что такое тяга к убийству.
НИК
Разве вам об этом не рассказывали в университете?
КЭТРИН
А ты вот точно знаешь, что такое тяга к убийству, да, стрелок? И не в теории, а на практике.
3. Намек вместо прямого высказывания.
Стройте диалог так, чтобы зритель мог задуматься, что же герой имеет в виду. В качестве примера приведу знаменитую фразу из «Крестного отца» (The Godfather): «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться».
4. Метафоры.
Вспомните «Молчание ягнят» (The Silence of the Lambs): «Лети обратно в школу, малышка Старлинг... лети, лети, лети». Или этот диалог из «Криминального чтива» (Pulp Fiction):
РИНГО
Что в кейсе?
ДЖУЛС
Грязное белье моего босса.
РИНГО
Босс заставляет тебя стирать ему белье?
ДЖУЛС
Когда нужно.
РИНГО
Фиговая у тебя работенка.
ДЖУЛС
Представляешь, я об этом же думал.
5. Фразы с двойным смыслом.
В фильме «Влюбленный Шекспир» (Shakespeare in Love), лежа на кушетке в кабинете своего астролога, Уилл говорит: «Я потерял свой дар. Словно перо сломалось. Будто иссох сам орган моего воображения и гордая башня моего гения сокрушена».
6. Ответ вопросом на вопрос.
Часто эту технику используют, когда персонаж пытается что-то скрыть, не хочет прямо говорить, что думает. Как, например, в фильме «Лучше не бывает» (As Good as It Gets):
САЙМОН
Мистер Удалл... простите, вы видели Верделла?
МЕЛВИН
А как он выглядит?
Теперь ваша очередь: как вы встраиваете подтекст в диалог?
(Статья на английском: http://www.aboutascreenplay.com/dial...your-dialogue/)
Взято здесь:
http://www.cinemotionlab.com/think/27?from=subscribe