Сид Филд. Сценарий. Основы сценарного мастерства / Часть 1: Введение
Сид Филд. Сценарий. Основы сценарного мастерства / Часть 1: Введение
Вс, 09/05/2010 - 00:39
Сид Филд - один из известнейших гуру написания сценариев в киноиндустрии. Его книга "Сценарий" впервые выпущена в 1979 году, стала одним из первых серьезных учебников об этом искусстве. Его теория оказала большое влияние на творчество голливудских продюсеров и режиссеров, а книга стала основой для начинающих сценаристов.
---
Когда я написал книгу "Сценарий. Основы сценарного мастерства" в 1979 году, было всего несколько книг, посвященных искусству и профессии сценариста. Самой известной, пожалуй, была книга Лайоша Егри "Искусство драматургии", впервые опубликованная в 1940-м. Хотя это была книга скорее не о написании сценариев, а о написании игровых сцен, но принципы были описано достаточно точно и понятно. На тот момент не было разделения на написание литературного сценария и сценариев, подготовленных для съемок.
Эта книга все изменила. В ее основе были заложены парадигмы драматического произведения, на основе чего строилось написание сценариев. Также в ней впервые были взяты примеры известных фильмов для наглядности написания профессиональных сценариев.
После публикации первого издания этой книги-руководства я объездил США, Канаду и Европу, выступая на семинарах и симпозиумах для тех, кто занимается киноиндуст*рией, встречаясь с профессиональными сценаристами, студентами и людьми, занимающимися самыми далекими от кино делами.
Всех их объединила одна цель: они хотят писать сценарии. Я говорил им, что первое, что они должны сделать, так это отказаться от мысли, что я собираюсь учить их, как писать сценарии. Я не могу учить кого-либо, как надо что-то делать; я говорил им, что, если они хотят писать сценарии, то им при*дется самим учить себя, как это делать.
Учебное пособие сценариста - это руководство не о том, как это делать; это руководство о том, что делать. Если у вас есть идея для сценария, но вы не знаете, что с ней делать, то эта книга расскажет вам, что вы должны сделать для того, чтобы на*писать интересный сценарий.
Как вы это сделаете, решать вам самим.
Это руководство основано на семинарах по созданию сценари*ев, которые я проводил и провожу в Лос-Анджелесе. Я планирую восьминедельные семинары таким образом, что первые четыре недели студенты будут готовиться писать свой материал, а вторые четыре недели они будут писать их. Цель занятий (а я придаю целям очень большое значение) - написать и обработать первые 30 страниц или Акт I сценария.
Некоторые приходят на первое занятие с короткой, состоящей из трех предложений идеей своего сценария, например: Я хочу рас*сказать о женщине, проводящей свой отпуск на Гавайских остро*вах, где она знакомится с молодым человеком, и у них возника*ет любовная связь, затем она возвращается с ним в Лос-Анджелес только для того, чтобы понять, что любовь не состоялась.
Это просто.
На первом семинаре мы говорим о структуре драматического произведения и разъясняем парадигму. Первая задача студента заключается в том, чтобы расчленить нить своей истории на сос*тоящий из четырех страниц сценарий, где основное внимание сосре*доточивается на концовке, завязке и на первых двух кульминационных точках фабулы. Я называю это упражнение "пинок ослу", так как это, по-видимому, самое трудное, что должен написать сту*дент. В течение второй недели мы обсуждаем героев, и студент получает задание написать биографии двух или трех главных дей*ствующих лиц. На третьей неделе мы расписываем первый акт на 3-5 карточках, на которых мы пишем то, что произошло за день, неделю или за час до начала излагаемой в сценарии истории. На четвертой неделе мы пишем первые 10 страниц, а остальная часть семинара посвящена написанию 10 страниц в неделю, В конце этого восьминедельного семинара уже написаны первые 30 страниц, или первый акт сценария.
Затем мы делаем короткий перерыв и продолжаем семинар по второму Акту; цель этого восьминедельного семинара - написать и обработать второй акт. На третьем семинаре студенты завершают Акт III и переписывают его.
Почти 80% всех моих студентов доводят до конца свои сцена*рии. Многие из них добиваются исключительных успехов. Один из моих бывших студентов был удостоен Премии за человечность за сценарий "Войны разводов" с участием Тома Селлека и Джейн Кёртин; еще одна моя студентка получила Премию Гильдии писателей за лучший телефильм "Из*насилование Сары МакДэвид"; еще один написал сценарии "Разорванные птицы" и "Последние дни Помпеи". Кино- и телесценарии многих студентов были выбраны и куплены продюсерами. Некоторые были даже поставлены на киностудиях и в фирмах по производству фильмов.
Эта книга задумана и выполнена точно по типу семинаров о соз*дании сценариев. Материал работает. Прочтите главу, затем выполните упражнение, описанное в конце главы, и прочитав и изучив эту книгу, вы напишете сценарий. Это руководство дает вам рабочий план, которо*му вы должны следовать от замысла и до самого конца и завершения ва*шего труда; это карта, направляющая и ведущая вас по процессу созда*ния сценария.
Упражнения, сопровождающие каждую главу, дают вам возможность улучшить ваше мастерство сценариста. Надеюсь, что вы почувствуете свой рост в деле создания сценариев в этом свете. Вы ничему не сможете научиться до тех пор, пока не разрешите себе самому делать некоторые ошибки, пытаться исправлять и делать что-то, отличное от ужасной писанины.
Вы готовы к этому?
Готовы ли вы попытаться сделать то, что не идет? Готовы ли вы писать ужасные вещи? Готовы ли вы запутаться в сомнениях и неразбери*хе, злиться и беспокоиться, не зная, пойдет ли ваш материал или нет?
Эта книга - попытка обучения на основе накопленного опыта.
И она требует опыта. Чем больше вы сделаете, тем лучшие резуль*таты получите, подобно пловцу или велосипедисту.
Прочтите книгу, и когда вы будете готовы начать работать над вашим сценарием, перечитывайте главу за главой, ту, которая необходима вам в данный момент. Это постепенный процесс; вы можете потратить неделю или месяц на одну главу. Потратьте столько времени, сколько необходимо для обработки материала в каждом упражнении.
Назначением "Книги-руководства для сценариста" является разъ*яснение, расширение и углубление ваших знаний, вашего понимания методики создания сценариев и умения и мастерства в профессии написания сценариев.
Это Руководство даст вам возможность научить самого себя необ*ходимым навыкам и умению писать сценарии.
Вот почему эту книгу можно назвать "Что делать?" Никто не со*бирается учить вас, как писать что-то; вы должны сами научиться этому.
Этим все сказано.
Роберт Браунинг писал: "Достижения человека должны превышать его возможности".
Продолжение интервью ищем здеся
http://www.snimifilm.com/statyi/sid-...ast-1-vvedenie