Re: Гайд-парк
Кирилл Юдин,позиции по неканоническим книгам.
Неканонические книги Библии вносят чрезвычайно ценные уточняющие подробности, помогающие нам более полно и глубоко понять как само Священное Писание, так и мир, в котором мы живем.
Ответ Православной Цер*кви на вопрос о месте некано*нических книг в Библии можно выразить следующими слова*ми епископа Варнавы (Беляе*ва): «Неканонические книги, хотя составляют часть Священ*ного Писания, то есть включа*ются в список богодухновенных книг, однако не богодухновенны. Правилом 85 святых апос*толов они помещаются среди «чтимых и святых». Св. Афана*сий Великий говорит про них, что их «установлено отцами читать вновь приходящим и же*лающим огласиться словом благочестия». Такое отношение к ним Церкви осталось и по сию пору. Из них бывают обычно чтения (паремии) за великой вечерней, именно: из Премудрости Соломона, гл. 2-5, 10 и книги пророка Варуха, гл. 3-4; песнь отро*ков (Дан. 3, 24-90) воспевается на ут*рени и служит канвой для всего раз*нообразия песней седьмой и восьмой канонов; молитва царя Манассии (2 Пар. 36) читается на великом пове*черии и т.д. Итак, если неканоничес*кие книги годны для назидания веру*ющих в Церкви, то отпадает вопрос о полезности их домашнего употребле*ния. Презирать их нельзя». Аналогич*но высказывается по этому поводу святитель Филарет, митрополит Мос*ковский в Катехизисе и авторы «Тол*ковой Библии». Так во введении к последней говорится: «Не все ее (Библии) книги имеют одинаковое значение и авторитет: одни (канони*ческие книги) - богодухновенны, т.е. заключают в себе истинное слово Божие, другие (неканонические) - только назидательны и полезны, но не чужды личных, не всегда безоши*бочных мнений своих авторов. Это различие необходимо иметь в виду при чтении Библии, для правильной оценки и соответствующего отноше*ния к входящим в состав ее книг »
Несмотря на такую четкую позицию, вопрос о месте неканонических книг в Библии сохраняет свою актуаль*ность до сего дня.
Это объясняется тем, что на Западе христиане придер*живаются диаметрально противоположных, но в равной мере край*них точек зрения. Римско-като*лическая церковь с давних пор канонизировала все книги Вет*хого Завета: принятые у евреев как «протоканонические», а именуемые в православной традиции неканоническими как «второканонические», факти*чески уравняв их авторитет.
Протестантские конфессии со времен Мартина Лютера отвер*гают все книги, отсутствующие в еврейском каноне как «апок*рифы».
__________________
Si vis pacem, para bellum
|