Мотивированное убийство
Эрик Овермиер,сценарист ("Закон и порядок", "Убойный отдел", "Прослушка")
Если животные руководствуются биологическими инстинктами, то поступкам людей всегда можно найти разумное объяснение. Это, в первую очередь, важно в детективном жанре, где все действия нужно аргументировать. О том, как наделить персонажей внятными мотивами — в статье Эрика Овермиера.
«Найдите мотив и вы найдете преступника» – это ключевая фраза любого детективного жанра или поджанра. Ведь на любом судебном процессе у обвинения три составляющие: мотив преступления, способ и ситуация, при которой оно стало возможным. Каждый из них нужно доказывать отдельно.
Если вы работаете в детективном жанре, вам приходится, с одной стороны, легче – поскольку все можно придумать, но с другой – придумывать придется не только мотив убийцы, но и разработать мотивацию для всех действующих лиц.
Все чего-то хотят!
В плохих сюжетах мотив играет роль «приманки»: три человека подозреваются в убийстве. Но кто же из них спустил курок? А в хорошем – у каждого есть мотив.
Любой, даже тот, кто долгое время находится «за кадром» может быть потенциальным убийцей. Персонажи в таком случае – не просто «куклы», танцующие вокруг трех подозреваемых – они все руководствуются своими мотивами.
Чтобы разобраться в этих мотивах, нужно задавать себе вопросы о каждом, абсолютно каждом из персонажей.
Убийца
Этот человек, разумеется, обладает самой явной целью – убить свою жертву. Если это не случайное, серийное убийство – преступника и жертву, скорее всего, связывают события в прошлом. И даже если убийство «случайное», у жертвы, наверняка, есть какое-то качество, ценность или особенность, которая послужила причиной гибели.
И вопросы, которые вы должны задавать себе об убийце не должны касаться лишь самого очевидного: «Почему он убил жертву?». Их, на самом деле, гораздо больше:
- Почему убийство произошло именно сейчас? Почему совершено именно убийство, а не что-то менее тяжкое? Был ли у убийцы другой выход?
- Почему убийца не пришел с поличным сразу после преступления? В реальной жизни многие убийства происходят на нервной почве, в результате порыва страсти – такие преступники, как правило, признаются в содеянном. Почему этот убийца так долго скрывал правду?
- Если убийца содействует со следствием, почему? Если он мешает следствию, почему?
- Что им движет, когда он решает жить так, будто ничего не произошло?
Некоторые вопросы могут показаться вам простыми. Например, почему не признался? Конечно, в тюрьму не хочется никому…. Это нормально, когда ответы настолько простые, но не стоит забывать, что ваш преступник должен к ним прийти и дальше действовать согласно этим принципам.
Жертва
Мало кто хочет умереть насильственной смертью. Желать собственной смерти в 99 случаев из 100 – бессмысленная и неперспективная затея. Но почему именно этот человек был убит? Что в нем такого, что заставило другого человека его убить?
- Почему жертва не почувствовала опасность? Почему не искала способ решить все мирным путем? Почему не искала помощи?
- Почему жертва порой пишет кровью не имя убийцы, а какой-то шифр?
Следователь
- Почему он стал следователем и почему работает именно над этим делом?
- Почему он решает довести дело до конца, а не передать коллеге или отправить его в архив?
- Хочет ли он раскрыть дело, или преследует личные цели?
- Как он общается со свидетелями? Чем обусловлен такой стиль?
- Как к нему относятся сослуживцы? Почему именно так?
- На каком этапе карьеры он появляется в истории? Верит ли он в то, чем занимается?
Помощник следователя
Как правило, это либо комичный, либо трагичный персонаж. Его поведение тоже нужно объяснить. В зависимости от его роли, нужно понять, как он ведет себя в различных ситуациях. Почему, например, он работает именно с этим следователем?
Свидетели
- Почему одни – активно сотрудничают со следствием, а другие – нет? Чем они занимались и почему, когда произошло убийство?
- Почему некоторые высказываются в пользу мертвого человека, а не оправдывают живого подозреваемого? Почему некоторые действуют наоборот?
- Почему свидетели сотрудничают со следствием даже когда это чревато для них серьезными последствиями?
Эксперты
Следователи часто зависят от людей, которые проводят экспертизы (криминалисты, судмедэксперты и т.п.). Почему эти эксперты выбрали свою профессию? Какие у них отношения со следователем? Как они относятся к преступности? Почему иногда врут, утаивают факты?
Подозреваемые
- Как влияет попадание «в список подозреваемых» на отдельных людей? Как это отражается на их показаниях, действиях?
- Если у них есть возможность очистить свое имя, почему они этого не делают? Если они подозревают другого человека, почему не указывают на него следователю?
- Почему они бурно или, наоборот, меланхолично реагируют на обвинения?
Все прочие
Не все в детективных историях выбирают «плохую» или «хорошую» сторону. Есть масса второстепенных и незначительных персонажей. Они позволяют создать мир истории, где все движется и пересекается. Многие авторы не отводят им серьезную роль, поскольку опасаются, что они «отнимут время» у главных героев, или к ним привяжется зритель. Но если вы решите расписать их более подробно – не забудьте задать себе те же вопросы, что и про других персонажей.
Взято здесь:
http://www.cinemotionlab.com/think/80?from=subscribe