Цитата:
Сообщение от Сашко
1. Насколько трудно сейчас профессиональному сценаристу пристроить свой сценарий. Какие есть варианты?
|
Существуют какие-то понятия о профессиональной этике. По традиции, сложившейся еще в СССР, сценаристы свои сценарии не пристраивают до тех пор, пока к ним не обратятся. Если сценарист применяет стратегию "возьмите меня", к нему и к его творчеству никто всерьез не относится. Поэтому
профессиональный сценарист ждет звонка, объявления конкурса или предложения-приглашения в какой-то иной форме. Еще один способ - режиссер (вот режиссеры традиционно предлагают себя - это считается частью их профессиональной доблести), которому нравится сценарий, бегает со сценарием по студиям.
Цитата:
Сообщение от Сашко
2.насколько трудно пробить сценарий в крупной продюсерской компании? Есть ли какие-то проблемы, связанные с тем, что они берут только своих и только тех, кто нужен им?
|
Есть два похожих, но параллельных, практически не пересекающихся друг с другом рынка: бизнес прокатного кино и бизнес кино телевизионного. Телекино уже давно превратилось в индустрию и традиционно испытывает дефицит в рабочей силе - сценаристов это касается напрямую. Поэтому сценарии телесериалов в большинстве своем пишут не сценаристы, а люди, умеющие складывать слова в предложения и, в лучшем случае, прочитавшие книжку уважаемого Александра Наумовича Митты.
Ситуация с производством прокатного кино повторяет участь отечественного автопрома: многие с ностальгией и не без удовольствия смотрят на 21-ю "Волгу" из "Берегись автомобиля", но современным ГАЗам и ВАЗам потребитель предпочитает японские, немецкие, американские и корейские автомобили. Допускаю, что в смысле технологий мы безнадежно отстали от зарубежных товарищей. Однако ни за что не поверю, что отечественные мозги, как конструкторские, так и сценарные, работают хуже, чем импортные. Но факты - вещь упрямая. Отечественные прокатные фильмы, как и отечественные машины, неконкурентноспособны. Потому что у американцев кинопроизводство - это индустрия, а у нас - сплошные понты.
У них: профессиональный продюсер заказывает профессиональному сценаристу сценарий (или покупает сценарий, написанный профессиональным сценаристом), потом за работу берется профессиональный режиссер, профессиональный композитор, профессиональные артисты и прочие профессиональные исполнители, затем профессиональные маркетологи профессионально раскручивают профессионально сделанный фильм. Если проект проваливается, проводится "разбор полетов", находится тот, кто сделал свою работу непрофессионально, и получает "волчий билет".
У нас: понтовый продюсер, которому так или иначе удалось заполучить производственный бюджет, заказывает понтовый сценарий понтовому сценаристу, потом за дело берется понтовый режиссер, понтовый композитор, понтовые актеры и дешевые исполнители. В результате судьба проекта зависит от профессионализма маркетологов, которые им занимаются, т.е., по сути, от понтов. Если проект проваливается (а так оно обычно и происходит), никакого анализа не проводится, и все вышеперечисленные продолжают заниматься своей хоть и не вполне профессиональной, но вполне коммерческой деятельностью. Поэтому успех сценариста (судьба его творений) в отечественных реалиях зависит не столько от его профессионализма, сколько от умения автора колотить понты. К счастью, иногда одно с другим совпадает, и мы изредка видим фильмы, снятые по талантливым и профессионально сделанным сценариям. Но это, к сожалению, чистое везение, а не результат работы системы.
Цитата:
Сообщение от Сашко
3. Какое образование сегодня получают люди, которые пишут сценарии? Это в основном ВГИК или курсы? Где можно получить качественное образование? Много ли возможностей его получить?
|
Сегодня это в основном самообразование. В какой-то момент человек осознает, что написать 50 страниц проще, чем каждый день ездить в офис (дорожные пробки и столпотворение в метро - жуткое дело!) или разгрузить вагон мороженой рыбы. Человек берет какую-нибудь книжечку про то, как написать, а потом продать сценарий за миллион долларов, читает ее, и у него возникает иллюзия, что он сценарист. На самом деле, у него в голове осели сведения о сюжетной структуре (пресловутая парадигма Филда) и о правилах форматирования. Т.е. то, что любому человеку можно на пальцах объяснить за полчаса. К сожалению для отечественных зрителей, этих знаний обычно бывает вполне достаточно для того, чтобы написать говносценарий - а большего, увы, и не требуется. Есть киношколы, типа ВГИКа и ВКСР. Но тут все зависит не от названия учебного заведения, а от конкретных личностей, которые набирают и ведут мастерские. Если вы учитесь (в алфавитном порядке) у Агишева, Арабова, Бородянского, Кудри, Рогозина, Черных, то у вас есть все шансы получить профессию. Не могу (и не хочу) сказать ничего плохого о других мастерах, просто в своей профессиональной жизни почему-то чаще всего сталкивался с профессиональными сценаристами, учениками вышеназванных Личностей. Они не хвалят, а учат. Впрочем, по моим наблюдениям, сценарному мастерству не столько учат, сколько учатся. Из каждой мастерской, по статистике, выходит 2-4 автора, которые остаются в профессии навсегда.
Цитата:
Сообщение от Сашко
4. Обоснованы ли претензии продюсеров к тому, что сценаристы не понимают реальности - то есть не готовы продолжать корректировать свой сценарий, если потребуется; не умеют писать сценариев к жанровым фильмам?
|
Вполне обоснованы. Потому что сегодня в сценарной профессии достаточно необученных и при этом очень способных людей. Они могут написать, а протестировать и "вылечить" свой текст не могут. Но они востребованы, потому что их труд дешев, а качество сценарного материала, увы, мало кого интересует. Да и чтобы отличить хороший сценарий от плохого, надо уметь не только колотить понты, но и кое-что понимать в драматургии.