Цитата:
Сообщение от Надия
Свирепый ревун,
Кто-нибудь с Украины, скопируйте нам, пожалуйста, эту статью!
|
Популисты грозят перетянуть на себя одеяло на выборах в Европейский парламент на следующей неделе. Выступающие против ЕС партии — по большей части крайне правые, хотя есть и левые — вполне могут набрать 30 % голосов. Многие наверняка посчитают, что такой результат ставит крест на европейской интеграции. Но это не так.
Действительно, в последнее время граждане 28 стран — членов блока не в восторге от еврократов. Люди пострадали от кризиса в еврозоне, особенно периферийные экономики. Негативно также сказалась привычка политиков в национальных столицах винить Европу во внутренних проблемах. Чтобы получить доказательства разочарования, достаточно взглянуть на опубликованные на прошлой неделе результаты опроса, проведенного независимым исследовательским центром Pew Research Centre.
По результатам изучения мнения жителей в семи странах — Германии, Франции, Италии, Великобритании, а также Испании, Польше и Греции — Pew Research Centre заключил: значительное большинство населения в каждой из них считает, что ЕС работает неэффективно и слишком много вмешивается во внутреннюю жизнь их государств. Почти две трети опрошенных называют союз «отдаленным», семь из десяти говорят, что их голоса не слышат. Звучит много жалоб на иммиграцию и опасений относительно работы и уровня жизни. О деятельности Европейского парламента положительно отозвались лишь 36 % респондентов. Есть один или два положительных момента.
По мнению Pew Research Centre, враждебное отношение, возможно, прошло свой пик. Когда экономики начали расти, увеличилось и количество людей, полагающих, что членство в ЕС в целом сказывается положительно. Только в Италии, некогда с энтузиазмом поддерживавшей федерализацию, настроения продолжают ухудшаться. В известной своим евроскептицизмом Великобритании незначительное большинство сейчас придерживается положительных взглядов.
Те, кто думает, что евро обрекает ЕС на мучения, будут рады узнать, что к Европейскому центральному банку относятся даже хуже, чем к парламенту, — всего 30 % опрошенных одобряют деятельность ЕЦБ. Но скептики, возможно, удивятся, что, несмотря на все проблемы, связанные с единой валютой, значительное большинство хочет ее сохранить. Почти 70 % греков предпочитают евро драхме. Испания ненамного отстает. Исключением опять‑таки является Италия, экономика которой все еще не вышла из рецессии.
Правые популисты континента — «Национальный фронт» Марин Ле Пен во Франции, Партия свободы Герта Вилдерса в Нидерландах, Партия независимости в Великобритании, Австрийская партия свободы, неонацистская партия «Йоббик» в Венгрии и остальные — винят ЕС во всех возможных бедах. Смешайте злобные антииммиграционные заявления, латентный и не очень антисемитизм, культурный консерватизм, поносящий меньшинства, — и получите поддержку недовольных обездоленных слоев общества. Считать эти партии однородной группой — ошибка. Их могут объединять евроскептические лозунги, но, будучи узколобыми националистами, они не склонны сотрудничать. Некоторые, например «Золотой рассвет» и «Йоббик», — обычные фашисты. Ле Пен приуменьшает антисемитское наследие своей партии и поддерживает расистскую исламофобию.
Британская Партия независимости во главе с Найджелом Фараджем — которую премьер-министр Дэвид Кэмерон назвал «сборищем сумасшедших, шизиков и кухонных расистов» — носит личину респектабельности, чтобы привлечь напуганных пенсионеров. Фарадж демонизирует иммигрантов из бывших коммунистических стран. Его коллеги в Южной Европе сосредоточились на приезжих с Ближнего Востока и из Африки.
Выборы в Европарламент предоставляют классическую возможность выразить протест — выказать свое недовольство национальными правительствами и ситуацией в стране. Большинство избирателей немного знают о парламенте и не особо стремятся знать больше. Низкая явка (вероятно, она будет менее 43 % в среднем по ЕС и 30 % в Великобритании, зафиксированных на выборах в 2009 г.) преувеличит поддержку евроскептиков.
Вторая ошибка относительно популистов — считать усиление их поддержки реакцией на европейскую интеграцию. Конечно, есть жалобы на ЕС, нередко обоснованные. Брюссель слишком далеко. Но ЕС — это, как выражаются экономисты, промежуточная цель. Корни недовольства глубже — это политика экономии, снижение уровня жизни, высокая безработица и, самое главное, усилившееся чувство незащищенности. Настоящий виновник, если можно так выразиться, — это глобализация. Политическая хитрость популистов — направить это недовольство на ЕС.
Взгляните на результаты опросов. Недовольство ЕС идет в опросах после иммиграции, уровня жизни и безработицы даже среди сторонников британской Партии независимости. Исламофобия, раздуваемая Ле Пен, никак не связана с Брюсселем. Финансовый кризис все равно привел бы к серьезным экономическим проблемам, если бы евро не было — посмотрите на мучения Великобритании.
Валюта популистов — это страх. Европейцы видят мир, в котором выгодами глобализации пользуется 1 % самых богатых людей, в то время как их собственные доходы не увеличиваются. Обычные граждане боятся, что их могут уволить, а многие уже сидят без работы. Крайние партии винят в этом иммигрантов и ЕС. На самом деле избиратели недовольны всемирной экономической интеграцией, которая разрушила национальные границы.
Брюс Стоукс, глава отдела исследований глобальных экономических настроений в Pew Research Centre, правильно говорит: «Глобализация привела к потере контроля — чувству, что все больше и больше решений, влияющих на жизнь граждан, принимают где‑то далеко, не учитывая их интересы». ЕС не виноват, но при нынешних настроениях это не помешает людям сделать Брюссель крайним.
Подробнее:
http://www.capital.ua/ru/publication...#ixzz33Dviq2Im