神風
Регистрация: 01.02.2007
Сообщений: 21,509
|
Re: Что сегодня за день?
ВОЙСКА НКВД Продолжение
Огромную, фактически решающую роль сыграли бойцы НКВД при обороне Сталинграда. Первоначально главной боевой силой в городе была 10-я дивизия НКВД общей численностью 7,9 тыс. человек. Командиром дивизии был полковник А.А. Сараев, он являлся начальником Сталинградского гарнизона и укрепрайона. 23 августа 1942 года полки дивизии держали оборону на фронте в 50 километров. Дивизия отбила попытки передовых частей 6-й немецкой армии с ходу взять Сталинград. Наиболее яростные бои были отмечены на подступах к Мамаеву кургану, в районе тракторного завода и в центре города. До вывода обескровленных частей дивизии на левый берег Волги (через 56 дней боёв) бойцы НКВД нанесли значительный урон противнику: было подбито или сожжено 113 танков, ликвидировано более 15 тыс. солдат и офицеров вермахта. 10-я дивизия получила почётное наименование «Сталинградская» и была награждена орденом Ленина. Кроме того, в обороне Сталинграда участвовали и другие части НКВД: 2-й, 79-й, 9-й и 98-й погранполки войск охраны тыла.
Зимой 1942—1943 гг. Наркоматом внутренних дел была сформирована Отдельная армия в составе 6 дивизий. В начале февраля 1943 года Отдельная армия НКВД была передана на фронт, получив наименование 70-й армии. Армия вошла в состав Центрального фронта, а затем 2-го и 1-го Белорусского фронтов. Бойцы 70-й армии проявили мужество в Курской битве, в числе других сил Центрального фронта остановив ударную группировку гитлеровцев, которая пыталась прорваться к Курску. Армия НКВД отличилась в Орловской, Полесской, Люблин-Брестской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. Всего за время Великой войны войска НКВД подготовили и передали Красной Армии из своего состава 29 дивизий. В ходе войны 100 тыс. солдат и офицеров войск НКВД были награждены медалями и орденами. Более двухсот человек были удостоены звания Героя СССР. Кроме того, внутренние войска Наркомата за период Великой Отечественной войны провели 9 292 операции по борьбе с бандитскими группировками, в результате них было ликвидировано 47 451 и захвачено 99 732 бандита, а всего обезврежено 147 183 преступников. Пограничники в 1944—1945 гг. уничтожили 828 банд общей численностью около 48 тыс. преступников.
Многие слышали о подвигах советских снайперов в годы Великой Отечественной войны, но мало кто знает, что большинство из них было из рядов НКВД. Ещё до начала войны части НКВД (подразделения по охране важных объектов и конвойные войска) получили снайперски отделения. По некоторым данным, снайперы НКВД во время войны уничтожили до 200 тыс. солдат и офицеров противника.
Из истории Великой Отечественной войны нам хорошо знакома знаменитая Восточно-Прусская наступательная операции Красной Армии, проведенная 3-м Белорусским фронтом в начале апреля 1945 года на территории Восточной Пруссии. Её заключительным этапом стал штурм города-крепости Кёнигсберг, который завершился взятием этой германской цитадели 9 апреля 1945 года. В результате последних исследований установлено, что огромный вклад в общую победу над врагом в ходе боев за Кёнигсберг внесли войска НКВД СССР.
При подготовке к штурму Кёнигсберга высшее советское командование хорошо представляло и учитывало все особенности ведения боевых действий в условиях огромного европейского города. Оперативное разрешение всех возникающих при этом проблем требовало использования войск специального назначения. Именно поэтому и было принято решение привлечь к участию непосредственно в штурме, а также в последующей зачистке Кёнигсбергского укрепленного района специальной группировки войск НКВД СССР.
В начале апреля 1945 года войска НКВД СССР и три оперативные группы аппарата Уполномоченного НКВД СССР по Восточной Пруссии приняли непосредственное участие в боевых действиях в составе войск фронта по овладению советскими войсками столицей Восточной Пруссии - Кёнигсбергом. Из статей авторской рукописи Ю.Ржевцева, одного из немногих, кто серьезно исследовал данный вопрос, известно, что всего для штурма Кёнигсберга были задействованы следующие части войск НКВД:
«Отдельные полки пограничных войск: 13-й Виленский (действовал в полосе 39-й армии), 31-й ордена Красной Звезды (действовал в полосе 11-й гв. и 50-й армий), 33-й ордена Красной Звезды (действовал в полосе 11-й гв. армии), 86-й (действовал в полосе 43-й и 50-й армий), 132-й Минский (действовал с рассвета 9 апреля – в полосе 11-й гв. армии) и 217-й (занимался охраной тыла по периметру города и выполнял военно-конвойные функции по отношению к немецким военнопленным); отдельные маневренные группы пограничных войск: 102-я и 104-я ( сектора, в которых они действовали, пока неизвестны), данная маневренная группа представляла из себя обыкновенный стрелковый батальон, иногда усиленный минометной батареей; части внутренних войск: 108-й стрелковый полк ВВ НКВД СССР (подробности его боевой деятельности также пока неизвестны). В штурме также принимали участие три сводных чекистско-войсковых отряда (действовали по одному в полосе наступления 11-й гвардейской, 43-й и 50-й армий).
В ходе штурма тактика действий спецвойск НКВД на поле боя была следующей: двигаясь сразу за цепями армейской пехоты, части и подразделения погранвойск и внутренних войск занимались ликвидацией остававшихся в нашем тылу очагов вооружённого сопротивления противника, то есть уничтожали или пленили всех тех вражеских солдат, которые уцелели на первом этапе штурма, затаились и пытались в дальнейшем обстреливать ближние тылы наших наступающих частей. Выписки из исторических формуляров пограничных полков свидетельствуют о том, что немцев в наших тылах с оружием в руках находилось множество. Например, документы свидетельствуют, что только одна ПОГЗ лейтенанта Чуклинова, двигаясь сразу за спинами пехотинцев, в условиях тяжёлых уличных боёв выявила и пленила 1845 спрятавшихся в подвалах, подземных коммуникациях и на чердаках гитлеровцев, среди которых оказалось и немало власовцев.
Только одним 33-м погранполком в ходе штурма Кёнигсберга было пленено свыше 3-х тыс. вражеских солдат и офицеров. Кроме того, были изобличены и задержаны сто восемьдесят пять членов нацистской партии и иных организаций фашистского толка. Порой в те дни обстановка на улицах Кёнигсберга складывалась так, что было непонятно, где тыл, а где – фронт, так как боевые действия шли повсюду. Нередко в связи со сложившейся обстановкой части НКВД действовали и впереди армейских частей, это предпринималось, в основном, в целях захвата наиболее важных объектов. Так, ПОГЗ младшего лейтенанта Мацюка из состава 1-го стрелкового батальона капитана Трофимова, не дожидаясь окончания в этом районе города уличных боёв, броском преодолела зону интенсивного огня противника и достигла здания государственного банка. В результате последний оказался захваченным ею со всеми находившимися внутри ценностями и денежно-валютными запасами всей Восточной Пруссии.
Участвовали в штурме и специальные подразделения НКВД - своеобразный спецназ того времени, действия которого, в основном, были направлены на захват вражеских органов управления и разведки, выявление и захват тех немецких военнослужащих и нацистских партийных чиновников, чьи показания могли потенциально представлять повышенный оперативный интерес. Следующей задачей войск НКВД была охрана главных коммуникаций наступающих войск. Территория города была огромной, везде болталось огромное количество немецких солдат, метались потерявшие управление подразделения, а то даже и целые части деморализованных германских войск. Именно нейтрализацией всего этого разбитого немецкого войска и занимались бойцы-чекисты. Они в начале обезоруживали солдат противника, а затем доставляли их на пункт сбора пленных, то есть выполняли военно-конвойные функции. Пленных в Кёнигсберге было захвачено почти 90 тыс. человек.
Так, начальник пункта приема военнопленных 14 апреля докладывал начальнику политуправления 50-й армии: «Проследовало через пункт приема военнопленных 50-й армии в пос. Адл. Ноендорф 10-13 апреля 1945 года: генералов –6; старших офицеров –672; младших офицеров – 7342; унтер-офицеров и солдат – 83832». Все это плененное германское войско необходимо было охранять, сопровождать, перевозить, охранять, лечить, кормить и т.д. И всеми этими вопросами занимались также войска НКВД.
Еще один малоизвестный эпизод, связанный со штурмом Кёнигсберга - это действия спецвойск ОСНАЗ, которые также входили в то время в состав войск НКВД. Из статей Ю. Ржевцева известно, что их главной задачей было ведение круглосуточного наблюдения за основными радиосетями противника с целью выявления основных и запасных частот вражеских радиостанций, мест расположения этих самых радиостанций, их войсковой принадлежности и режимов работы, а в последующем – и подавления путём выставления мощных радиопомех в эфире. Так, в течение первых суток штурма советскими войсками города-крепости Кёнигсберг главная радиостанция окруженного гарнизона пыталась последовательно вести передачи на сорока трёх частотах, но во всех случаях совершенно безуспешно, ибо каждая новая частота тут же забивались советскими средствами радиоподавления.
Через сутки с небольшим, после окончания штурма и начала сдачи в плен германского гарнизона Кёнигсберга в период с 11 по 19 апреля 1945 года войсками НКВД СССР с целью окончательного подавления вооружённого сопротивления гитлеровских войск, отказавшихся признать акт капитуляции, была произведена широкомасштабная спецоперация по зачистке Кёнигсберга. Фактически это был своеобразный второй штурм Кёнигсберга.
Для этого комиссаром госбезопасности 1 ранга В.С. Абакумовым и генерал-лейтенантом И.С. Любым были привлечены: три полка пограничных войск: 31-й (действовал в центральном секторе правобережной части города - от современного проспекта Мира до улицы Гагарина); 33-й (действовал в западном секторе левобережной части - от Понарта до современной улицы Киевская); 86-й (действовал в западном секторе правобережной части - от Метгетена до современного проспекта Мира). От внутренних войск приняла участие 57-я стрелковая дивизия ВВ НКВД СССР, ее зона ответственности включала в себя весь восточный сектор по обоим берегам Прегели – от современной улицы Киевской до улицы Гагарина. И вот почти что сразу после окончания штурма войска приступили к зачистке территорий внутри и вокруг фортов, в подземельях и казематах, а также в уцелевших домах и на улицах среди развалин Кенигсберга. Операция проводилась в исключительно сложной обстановке. Город находился в руинах, на юг и на запад в ночное время постоянно прорывались мелкие группы немецких солдат и офицеров, взрывались боеприпасы, оставленные в горящих зданиях и мины замедленного действия. То и дело, особенно в подземельях и фортах, войска наталкивались на укрывавшихся там фашистов, в результате то там, то тут вспыхивали ожесточенные боестолкновения, переходящие иногда даже в рукопашные схватки. Противниками пограничников и бойцов стрелковых полков НКВД, в основном, оказывались матерые эсэсовцы, которым, как правило, терять было нечего. Однако Брестской крепости немцы из Кенигсберга создать так и не смогли, хотя во всей округе было расположено множество бункеров, подземелий, крепостных фортов и других сооружений где было складировано и в дальнейшем брошено множество различного имущества, продовольствия, оружия и боеприпасов, то есть в крепостных сооружениях можно было надежно спрятаться и действуя как Бресте или в крымских пещерах, используя партизанскую тактику воевать против врага неделями, а то и месяцами, однако, как показали дальнейшие события, немцы - это не русские, и у них совершенно другой менталитет.
Потери Красной Армии и войск НКВД, понесенные ими в ходе штурма Кенигсберга, так до сих пор и остаются неизвестными.
Из статьи авторской рукописи Ю. Ржевцева:
«КЁНИГСБЕРГСКИЕ» ЧАСТИ НКВД СССР
Приказом Верховного Главнокомандующего № 084 от 17 мая 1945 года «за образцовое выполнение заданий командования в боях с фашистскими захватчиками при овладении городом и крепостью Кёнигсберг и проявленные при этом доблесть и мужество» воинского почётного наименования «Кёнигсбергские» были удостоены девяносто восемь объединений, соединений и воинских частей советских Вооружённых Сил, в том числе шесть от Наркомата внутренних дел СССР. Это:
– 3-й отдельный Кёнигсбергский ордена Красной Звезды дивизион специальной службы внутренних войск НКВД СССР (командир – майор Чернов Геннадий Сергеевич);
- 131-й отдельный Кёнигсбергский ордена Красной Звезды радиодивизион ОСНАЗ (командир – подполковник Петров Владимир Алексеевич);
- 474-й отдельный Кёнигсбергский ордена Красной Звезды радиодивизион ОСНАЗ (командир – подполковник Серёгин Иван Кондратьевич);
- 31-й пограничный Кёнигсбергский ордена Красной Звезды полк войск НКВД СССР (командир - подполковник Котов Сергей Николаевич);
- 33-й пограничный Кёнигсбергский ордена Красной Звезды полк войск НКВД СССР (командир – майор Зотов Николай Константинович);
- 86-й пограничный Кёнигсбергский полк войск НКВД СССР (командир – майор Марихин Павел Аполлонович).
По воинским формированиям НКВД СССР данный приказ был объявлен приказом № 0132 от 24 мая 1945 года Генерального комиссара госбезопасности Лаврентия Павловича Берия.
__________________
Si vis pacem, para bellum
|