Показать сообщение отдельно
Старый 04.12.2007, 19:35   #42
Авраам
Сценарист
 
Аватар для Авраам
 
Регистрация: 06.08.2007
Сообщений: 1,833
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Смотритель@4.12.2007 - 19:18
[b]Во-первых, дорогой Авраам, спорить нам не приходится (по сути). Последней фразой вы ответили на все поставленные вами же вопросы.
Я никогда не отвечаю - особенно на собственные вопросы... Я всегда только предлагаю варианты решения.

Цитата:
Во-вторых, Библия в целом (я в этом убежден, как убеждены были древние евреи относительно ее первой части - Пятикнижия) не есть предмет или объект литературы.
А вот тут нам все-таки немного придется поспорить. Возражения два:
(1) Библия "в целом" - это канон; книги писались по отдельности, разными авторами, в разные эпохи, и даже немного разным языком;
(2) Сегодня Библия как таковая не может рассматриваться исключительно как "литературный памятник" - это очевидно всем, кроме Пастернака (который наивно хвастался в песят каком-то году: "За границей моя книга (в смысле Живаго) вторая после Библии"). Но на момент написания каждой отдельной библейской новеллы это было таки литературой, а не святыней. Поэтому сегодня, если мы не напролом, по-пастернаковски, будем ломиться в библейский текст, а подойдем к нему как историки литературы - анализ текстов, собранных в библейском каноне, вполне может быть литературоведческим. Правда, все равно на выходе - уникальные выводы (в частности, при нарушении всех мыслимых законов драматургии - тем не менее, удивительно цельный и логичный текст).

Цитата:
Поверять Библию "законами драматургии" столь же "разумно", как и оценивать любовь Ромео и Джульетты с помощью термометра. (Что, кстати, впопыхах бросились делать средневековые комментаторы Пятикнижия.)
ну это тоже вопрос. если у раввинов и был термометр, то ОЧЕНЬ специфический. во всяком случае явно не драматургический. именно поэтому я и удивился, что их поправка по поводу "роялей в кустах" так удивительно вписывается в эллинскую мысль, с которой они тщетно борются по сей день.

Цитата:
А ведь интересно, что "рояль в кустах" (вдруг обнаружившийся жертвенный агнец) - часть одной из самых невероятных ДРАМ, когда-либо рассказанных или написанных.
о да. тут не поспоришь. вся европейская культура одной ногой стоит на ветхозаветном менталитете (второй ногой мы вдряпались в эллинскую мысль). а на мое ИМХО, Жертвоприношение Исаака - это выжимка, квинтэссенция всего ветхозаветного пафоса. не зря мы каждый день читаем этот отрывок в утренней молитве.
Авраам вне форума   Ответить с цитированием