О политике США в отношении других стран очень интересно узнавать. Действуют они довольно шаблонно.
История санкций против Китая во многом напоминает нынешнее российское противостояние Западу. Их введению предшествовал довольно длительный период «доверительных» отношений с западным миром (примерно как у нас — при Ельцине и раннем Путине)...
Итак, Запад стал проявлять интерес к китайским коммунистам буквально сразу после их разрыва с советским руководством, с конца 60-ых годов. Тогда на советско-китайской границе случился ряд вооружённых инцидентов, в которых Америка однозначно заняла сторону Китая. США умело воспользовались этим расколом в коммунистическом мире и включили Китай в свою антисоветскую стратегию.
Это помогло создать фундамент для так называемого «открытия» Китая в 1970—1971 годах, разработанного советником президента США по вопросам национальной безопасности Генри Киссинджером. С тех пор США стали содействовать подъёму Китая.
Президент Джимми Картер в конце 70-ых годов даже направил в различные правительственные ведомства США служебную записку с указанием всемерно помогать возвышению этой страны — разумеется, в противовес СССР. Именно в это время на китайский рынок стали приходить ведущие западные компании и корпорации, которые воспользовались наличием массовой и дешёвой рабочей силой. Тогда же в Китае появились и филиалы крупнейших западных банков...
Ситуация коренным образом поменялась в самом конце 80-ых годов. Идеи перестройки, которая вовсю бушевала в Советском Союзе, докатились и до КНР. Этому во многом способствовали и устоявшиеся экономические связи с западным миром, который не только укреплял экономические контакты, но и стал понемногу диктовать политические условия китайцам — требовали снятия властной монополии коммунистической партии, полной открытости для внешнего проникновения во все сферы жизни и т.д.
На это купилась часть китайской политической элиты, особенно связанная с иностранными корпорациями. Стали громко раздаваться требования дать «свободу слова», «свободу собраний», обеспечить «многопартийность» и т.д. На главной площади Пекина Тянаньмэнь возник большой палаточный лагерь студентов, требовавших «демократии». Сегодня известно, что за этим китайским «майданом» стояли некоторые деятели из высшего китайского руководства, купленные США и Британией.
Однако в целом руководство Компартии осталось на патриотических позициях. Потому было принято решение бунт подавить. И 4-го июня 1989 года на площадь Тянаньмэнь вошли танки, которые разгромили митинг студентов-оппозиционеров. Погибли сотни человек, и «китайская перестройка» на этом закончилась.
Конечно, жертвы были большими. Но трагическая гибель этих людей, возможно, предотвратила гибель миллионов других, случись в Китае победа местных демократов. Мы-то сегодня знаем, чем обошёлся триумф наших либералов в 1991 году — распадом великой страны и десятками кровавых очагов до сих пор непрекращающихся межнациональных конфликтов...
Тем не менее у Запада началась форменная истерика, вполне сопоставимая с нынешней истерикой по поводу присоединения Россией Крыма!
Инициатором международного давления на Китай — в форме тотальной изоляции — выступили власти США. Сначала они инициировали приостановку всех контактов с Китаем на высоком уровне, прекращение обменов по военной линии, мораторий на любые поставки в Китай вооружений и военной техники.
В июне-июле 1989 года Конгресс США одобрил уже программу экономических санкций в отношении Китая, предусматривавших отказ от многих проектов торгово-экономического взаимодействия. Одновременно президент США Джордж Буш-старший дал указание американским представителям в международных финансовых организациях добиваться приостановки выделения Китаю любых кредитов.
В целях создания на международной арене «единого антикитайского фронта» 14-16 июля 1989 года США созвали в Париже встречу «большой семёрки» — на уровне глав правительств. Участники встречи приняли политическую декларацию, осуждающую нарушение прав человека в Китае в ходе подавления массовых оппозиционных выступлений в крупных китайских городах.
Было объявлено о введении странами «семёрки» тотальных санкций против Китая, предусматривавших прекращение любых политических контактов на высоком уровне и недопущение дальнейшего кредитования Китая по линии Всемирного банка, МВФ и Азиатского банка развития. Западным компаниям была дана установка не торговать с китайскими компаниями и заморозить все инвестиционные проекты в Китае. Китайским специалистам был закрыт доступ к высоким технологиям в промышленно развитых странах...
Расчёт был на развал китайской экономки и как следствие — на социальный взрыв внутри страны. И расчёт этот был основан отнюдь не на пустом месте. Во-первых, не смотря на присутствие западных предприятий на китайской земле, то были в основном сборочные производства — конструкторские разработки и производство комплектующих осуществлялись в самих западных странах. Поэтому санкции обрекали эти предприятия на стагнацию и даже на полное сворачивание производства.
Во-вторых, китайское население и без санкций было очень бедным. Как писали тогда очевидцы, Китай представлял собой полуголодную, нищую страну, до конца не преодолевшую наследие военного коммунизма «великого кормчего» Мао Дзэдуна: например, дешёвый радиоприёмник советского производства или обычные наручные часы считались для китайцев неслыханной роскошью. Понятно, что санкции могли сделать жизнь китайцев ещё более невыносимой, а значит — подвигнуть их на антикоммунистическую революцию...
Кто хочет, здесь можно почитать:
http://www.posprikaz.ru/2016/03/kak-...adnye-sankcii/