Крыс,
Цитата:
Сообщение от Крыс
Теологи причисляют буддизм к религии (пусть и к нетрадиционной, т.е. не монотеистической, но всё же).
|
Дорогой сэр!!! При чем тут теологи?!!!! Любое Богословие - это, в философском смысле, Традиция. А человек одной Традиции, никогда не признает истинности другой Традиции.
Другое дело, что есть научная дисциплина - Религиоведение, которая, как раз, оную сторону деятельности человечества и оное направление человеческой мысли изучает.
Так воть, религиоведы совершенно точно определяют Буддизм, как религию.
Цитата:
Сообщение от Крыс
Но с этим не согласно множество самих буддистов (правда, не всех это вообще волнует))!
|
Это ничего не значит. Во-первых, множество - это сколько? Кто конкретно высказывался так? Есть ли этому Богословские основания? Отражает ли этот тезис господствующее мнение большинства буддийских богословов и верующих?
Думаю, что мнение этого "множества" можно смело разделить на 18.
З.Ы. Адепты учения неоиндуиста Махариши Махеш Йоги, тоже, утверждают, что их организация - научное общество, занимающееся изучением Вселенной с помощью методики Трансцендентальной медитации.
А Армянская церковь называется Православной, хотя наряду с Эфиопской, Коптской и Ассирийской, Монофизитская.
Цитата:
Сообщение от Крыс
То есть имеется как минимум две полярных точки зрения. И кто больше прав?..
|
Да не может быть никаких точек зрения. У вас, какой-то, право, постмодернистский взгляд...
"Мы вам расскажем драму "Пиф-паф". Охотник и Заяц... Кто прав? Кто неправ?"...
Я же говорю - смело делите спекуляции Уэбстера на 18, или на 24, если вам больше нравится.
З.Ы. Рассуждения Уэбстера напомнили мне знаменитую статью "Ленин - гриб", где, вполне в том же духе, на первый взгляд, вполне логично, доказывалось, что Ленин на самом деле был не человеком, а грибом.
Любая религия всегда предполагает следующие компоненты:
1. Религиозное сознание. Религиозное сознание существует в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций.
2. Религиозную деятельность (культовую и внекультовую). Культовые действия представляют собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются установить связь со сверхъестественными силами. Это религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, молитвы и т. д.
Внекультовая деятельность может быть духовной и практической. К духовной относятся самосозерцание, различные виды медитации, откровений, выработка религиозных идей, сочинения религиозных текстов. Практическую сторону внекультовой деятельности составляют всевозможные действия, направленные на распространение и защиту религии.
3.Религиозную организацию. Религиозные организации — форма возможного упорядочивания совместной религиозной деятельности верующих, первичным организационным звеном которой является религиозная группа или община.
Высшей формой организации является Церковь.
Воть вам три формальных признака религии. Подчеркиваю, именно, формальных, от слова "форма", а не от слова "содержание".
В Буддизме присутствуют
1. Религиозное сознание (заметим, что мы сейчас не говорим о содержании этого сознания, а признаем факт его существования).
2. Религиозная деятельность - обряды, ритуалы, молитвы и т.д. (Культовая) и определенные формы традиционной жизни и сознания, духовные практики, медитативные формы, религиозные тексты и т.д. и т.п. (Внекультовая)
(Отбросим пустопорожние рассуждения Уэбстера про его трактовки буддийского культа и внекультовых практик, а, просто, признаем очевидный факт существования в Буддизме всего этого).
3.Религиозная организация. Да, она разнится в зависимости от конфессий Буддизма, но она есть. Наибольшего совершенства и упорядоченности религиозная организация достигла в Ламаизме (Тибетском Буддизме).
Опять же, разделим на 1824 пустопрожние и малограмотные рассуждения Уэбстера и признаем факт существования религиозной организации в Буддизме. И не будем разглагольствовать о ее особенностях, не похожих на христианскую.
В Исламе религиозная организация, тоже, непохожа на христианскую, но непохожесть же не исключает Ислам из числа религий.
Более того, религиозная организация в Протестантизме ни черта не похожа на религиозную организацию в Католицизме и Православии. Но это же не означает, что Протестантизм во всех своих формах - не религия...