Цитата:
Сообщение от Михаил Бадмаев
См. выше. Гуляйте лесом.
|
Присоединяюсь к мнению предыдущего оратора.
А теперь по поводу «японщины». «Снежная страна» – действительно великолепный, волшебный фильм. Тут даже оценивать нечего – просто низко поклониться, уважительно, но без подобострастия, как умеют это делать японцы. Самое удивительное: такую историю вряд ли смогли бы рассказать в другой стране, кроме Японии: Симамура относится к Комако не как к падшей женщине, без тени презрения и жалости, уважительно, но с сожалением, к как к срезанному цветку на чужом столе.
По поводу «скучной» литературной основы. Она далеко не скучная – но я не уловила там магии слова, которая завораживает на уровне подкорки. Может быть, на языке оригинала текст звучит совсем по-другому (в конце концов, если Сашу Соколова перевести на японский язык, вполне может быть, что японец просто пожмёт плечами – ну, или что у них там принято делать в подобных случаях). И это не просчёт переводчика (я читала текст в переводе З. Рахима – очень качественная, высокопрофессиональная работа, насколько я могу судить; если что, это здесь:
http://lib.ru/INPROZ/KAWABATA/snow.txt). Просто в самом тексте чего-то не хватает, а чего – невозможно сказать. Тут нет готовых рецептов. Вроде, умом понимаешь, что написано идеально, ни одной фальшивой ноты – а за душу не цепляет, как я ни старалась, ни перечитывала про себя и вслух.
Зато сам фильм как раз передаёт «очарование простых вещей». Правда, сюжет немного изменён, по-другому расставлены акценты (Йоко не погибает на пожаре, но её лицо изуродовано, а Комако идёт дальше своим путём гейши – который выглядит намного тяжелей и трагичней пути самурая).
Актёрская игра – выше всех похвал. И очень рада, что фильм не дублированный: можно слышать интонации и тембр голоса актёров (а он непередаваемый). Музыка – просто потрясающая не только в начале, но и в середине и в конце. Невероятно сильно смотрится сцена пожара – пламя посреди снежных сугробов (опять контраст красного и белого, как в «Кровавом снеге», но это приходится додумывать, потому что фильм чёрно-белый). Ни одной затянутой сцены – даже там, где Комако играет на сямисэне (я бы эту сцену смотрела, не отрываясь, даже если бы она шла полчаса).
И само звучание фильма не просто современное – мне даже кажется, что этот фильм опередил не то что прошлый, но и нынешний век.
P.S. За ролик про Кавабату – отдельное спасибо! Сейчас посмотрю.