Наиболее признанным каноном красоты считается греческий, созданный древнегреческим скульптором Поликлетом, который взял в качестве образца канон древнеегипетский. Представление о каноне Поликлета дает нам его статуя "Дорифорос" (юноша с копьем). Лицо статуи составляет 1/10 часть высоты тела, голова - 1/8, а длина ступни равняется 1/6; голова вместе с шеей по длине равна ступне. Таковы основные данные пропорций.
Рассматривая античные статуи, можно не заметить их характерных особенностей; прежде всего, объемые буграми мышц конечности и ярко выраженные мышцы живота и бедер. Они придают античным творениям особый облик, отличный от облика современных атлетов. Мощная шея отличается широким основанием. Грудная клетка широкая, ее развитие подчеркнуто срединной линией. Спина обширна, но не производит такого впечатления, поскольку ее ширина компенсируется чрезвычаяно развитыми мышцами бедер. Живот имеет форму квадрата, разделенного на четыре части. При взгляде на конечности бросается в глаза, что развитие плечевых мышц сочетается с развитыми мышцами бедер. Форма мускулов предплечья сходна формам мышц голени. Мышцы плеча и бедра выпуклы и имеет продолговатую форму. Окружность бицепса равна окружности голени. Ягодицы достаточно велики и объемны. Мускулатура предплечья кончается в области запястья, а икроножные мышцы - в области щиколотки. Длинные мышцы, выраженная мускулатура передних и боковых мышц живота создают внешность человека огромной силы. В заключение можно сказать, что критерием античности было соединение физической силы с гармонией форм, так что идеал физической красоты античного периода мог бы быть и для нас.
|