神風
Регистрация: 01.02.2007
Сообщений: 21,509
|
Хотелось бы, однако, поспорить с уважаемым профессором Карлом Юнгом в вопросе об архетипах. Вернее, не то, что бы поспорить, а, скорее дополнить. Сам Юнг говорит о воспроизведении фантазий «уже не основывающиеся на личных воспоминаниях, речь идет о манифестациях более глубокого слоя бессознательного, где дремлют общечеловеческие, изначальные образы. Эти образы и мотивы я назвал архетипами (а также "доминантами")». Но, далее он пишет о двух слоях бессознательного личном и сверхличном. Развивая свое учение Юнг, достаточно убедительно доказывает наличие архетипов единых и понятных для всех людей неопосредовано к их происхождению, образовательному уровню, национальной и религиозной принадлежности. В сверхличном содержатся «Изначальные образы – это наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, – так и мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни» и, с этим я полностью согласен. Но, вот, что Юнг пишет о личном бессознательном – «Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, т. е. – чувственные перцепции, которые были недостаточно – сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания. Оно соответствует часто встречающемуся в сновидениях образу Тени». Не стану с ним спорить по сути, однако, мне думается, что кроме перечисленного Юнгом личное бессознательное содержит опосредованные архетипы. То есть те образы, которые не являются всеобщими, а опосредованные происхождением, религиозной, национальной и прочей принадлежностью личности. На сколько это важно в контексте нашего разговора о киноязыке? На мой взгляд, очень важно. Многие читали замечательную книгу Александра Митты «Кино между адом и раем». Там есть интересная история о том, как Хазанов выступал в Южной Америке с монологом о студенте кулинарного техникума. «в далекой Аргентине, он в образе маниакально застенчивого юноши, известном в России каждому, спрашивает своим прославленным дрожащим голосом:
- Знаете, кто я?
И из зала кто-то орет:
— Педик!
Зал оглушительно хохочет.»
Для нас не важна драматургия события. Для нас важно восприятие образа. У нас, увидев Хазанова в те времена, все кричали «колинарный техникум» и смеялись. В Аргентине образ закомплексованного студента вызвал ассоциацию с нестандартной сексуальной ориентацией, что и вызвало смех. Следовательно, один и тот же образ у людей разных культур и разного происхождения и т.д. и т.п., все же, может вызывать разные ассоциации и быть понятым по-своему. Можно, конечно, сказать, дескать, делать вывод из одного примера это не правильно. Проблема в том, что таких примеров множество. То, что ясно и понятно нам без слов, может вызвать недоумение у представителей другого народа и другой культуры. Например, история о том, как муж, придя домой, застает жену, которую трахают одновременно трое, у нас вызывает чувство неприличной скабрезности, а американцы будут покатываться со смеху, особенно, если эти трое еще и надают по рогам возмущенному мужу. И, это вовсе не потому, что кто-то умнее, а, кто-то тупее. Тут дело в опосредованной разности восприятия образов. Чтобы не доставать вас скучными рассуждениями, мне пришла мысль разобрать этот момент на конкретном примере. Что бы попытаться доказать то что из-за разности восприятия мы не видим второго и третьего дна многих образов, созданных в иной культурно – исторической реальности.
Голливудский революционер, или непрочитанный призыв к восстанию.
Многие видели фильмы Квентина Тарантино «Убить Билла» и «Убить Билла 2». Я утверждаю, что это не просто в той или иной степени удачные боевики эпатажного режиссера. Я уверен, что это антиамериканский фильм, содержащий призыв к восстанию против существующего в США общества и политического режима. Этот призыв был, наверняка, без труда прочитан американскими интеллектуалами, но прошел мимо нашей высоколобой критики, да и простого зрительского восприятия. Причем, фильм не был понят до конца и в самих США, потому, что деление американского общества по образовательному и интеллектуальному цензу гораздо глубже, чем таковое деление нашего общества. А антиамериканские идеи были адресованы именно интеллектуалам. Я говорю «фильм» в единственном числе, потому, что задумывался он, именно, как один фильм категории «А», то есть хронометражем свыше трех часов. По каким соображениям единый сценарий был разделен, по каким причинам из него было выброшено несколько сцен, в контексте моей гипотезы, не так уж и важно. Прежде всего, мне бы хотелось сказать о некоторых особенностях американского восприятия реальности, как сознательного, так и сверхсознательного в контексте явлений, свойственных американской культуре в целом. Без этого мой анализ не имел бы оснований.
Первое – это сексуализация восприятия. Этот процесс в американской культуре наметился в XIX – м веке и, далее нарастал лавинообразно. Причем, сексуализация – то есть, восприятие мира сквозь призму секса, зародилось, и получало мощные импульсы, прежде всего, как протест, как восстание против господствующей строжайшей пуританской морали. Один из мощнейших толчков сексуализация в США получила в 50-е – 60-е годы XX – го века, достигла апогея в 70 – е, а, уже в 80 – е, породив несколько мощнейших параллельных культур, утратила свой бунтарский пыл и стала брэндом американского восприятия реальности. И, если интеллектуалы-бунтари поддерживали и развивали сексуализацию, то после, пришли в ужас от дела рук своих. Но, было уже поздно. Ни пуританская мораль и цензура, ни государственный культ семейных ценностей уже не мог повернуть процесс вспять. Теперь, бунт против общества заключался уже не в продвижении сексуализации, а в борьбе с нею. Однако к концу века в американской культуре уже прочно обосновались параллельные Культура общей сексуальной свободы, Секс-индустриальная культура, Порно – культура и Мастурбационная культура. Культура общей сексуальной свободы привела к полной либерализации секса в урбанистическом обществе. Сексуальные связи стали восприниматься так же обычно, как и фаст-фуд. От банального промискуитета до корпоративных секс-вечеринок. Секс – индустриальная культура своим следствием имеет индустриалиализацию и полную доступность платных сексуальных услуг от фаст – секса в общественном туалете до элитных форм проституции. Порно – культура превратила секс в повседневное шоу, которое, уже, почти никого не шокирует. Более того, порно стало доступной и почти массовой формой заработка. Психологи и социологи в США уже давно и безуспешно бьют тревогу – не дали родители девочке – подростку денег, она спокойно снимает порносессию и покупает свою помаду. Профессия порногерл и порномэн по сути массовая. Правда, порнозвездами становятся далеко не все, но и порнозвезды уже позиционируют себя, как респектабельные члены общества. Порнокино и порноанимация привычный репертуар. Мастурбационная культура, по мнению американских психологов и психиатров, сформировалась, как попытка сохранить сексуализированное восприятие при бегстве от ответственности. В верхнем среднем классе и в ВИП – прослойке декларируются жесткие моральные требования, отступление от которых, грозит утратой социального статуса, что в США, часто, равносильно катастрофе. Судите сами – завести любовницу весьма ответственно, в случае вскрытия связи грозит серьезным скандалом, услуги проституток – то же самое, плюс риск заболеть чем угодно, вплоть до ВИЧ, а тут, к услугам сексуалистов веб – герлз. Сидишь себе перед монитором, девочка исполняет твои фантазии, а ты ни чем, или, почти ни чем не рискуешь. Для простых американцев предлагается огромное количество секс – шоу от банального стриптиза, до порнотеатров и конкурсов красоты женских и мужских половых органов, соревнований по всем видам секса и публичного установления рекордов по сексу. Иди и смотри. Никакой ответственности. Эти параллельные культуры привели к прочному закреплению в сверхсознании среднего американцев образа женщины, как предмета сексуального удовлетворения. Феминизм – это лишь, смена пола сексуализации восприятия. Теперь, уже не мужчина выбирает, а его выбирают, только и всего, с той же, собственно, целью. И, если знаменем сексуального освобождения нации, без преувеличения, национальной героиней в 70 – е стала порнозвезда Линда Лавлейс, то, поднявшись на беспрецедентные вершины порно - культуры Линда Лавлейс становится активнейшим борцом против порнографии! И, так, исходя из вышесказанного, принимая во внимание, то, что общество США, все-таки, в основном, белое, учитывая некоторые «небелые» сексуальные комплексы, попытаемся обрисовать американский образ – архетип женщины. Это белая женщина со спортивной фигурой, блондинка, готовая профессионально выполнить любой сексуальный прием. По сути, живая кукла для сексуального удовлетворения. Запомним это.
Второе - агрессия небелых и непротестантских культур – явление, которое с 60 – х годов прошедшего века так же приняло лавинообразный характер. Вторжение иного, небелого и не протестантского восприятия реальности, в последнее время, в форме политкорректности, стало прямым насилием над американским восприятием реальности. Белый, англосакс, протестант, уже не проходит, как хозяин необъятной родиной своей. И, это факт. Примеров, я думаю, предостаточно и в расшифровке нет необходимости. Быть негром, латино, японцем и т.д. и т.п. в США намного выгоднее, чем белым. Парадокс! Однако, параллельные агрессивные антикультуры, против которых восстает привычное американское восприятие, уже реальность. И, повернуть этот процесс вспять, вряд ли возможно в обозримом будущем. Это привело к укреплению в восприятии американцев негативного образа – архетипа не белого, не протестанта и не англосакса. Запомним и это.
Третье – тщательно скрываемое официальной американской историей, движение вооруженного сопротивления социалистического толка в 60-е и 70-е годы прошлого века. Оно не имело такого размаха, как в Германии, Японии и Латинской Америке, но успело вписать несколько ярких страниц в историю вооруженной борьбы против капитализма. Оно охватило, прежде всего, американскую интеллектуальную среду и, в меньшей степени, военных. Не смотря на то, что американские спецслужбы овладели ситуацией и довольно быстро подавили американских геваристов, а история и пропаганда сумела скрыть эту страницу новейшей американской истории кое – что, все-таки прорвалось. Вооруженное восстание кадетов военной школы Банкер Хилл, не очень яркий и изуродованный пропагандой, но известный пример. И, деятельность СЛА, известность которой принесла дочь медиамагната, мултимиллиардера Патриция Кемпбелл Херст участвующая в акциях СЛА под псевдонимом пулеметчица Таня ( по одной из версий, назвавшаяся так в честь псевдонима Зои Космодемьянской). ФБР ликвидировало группы вооруженной борьбы с режимом несколькими, стандартными, в общем-то, способами. Кроме обычных полицейских мероприятий применялось выдавливание повстанцев в криминальную среду, приручение руководителей и участников, и официальное прощение их, после отказа от борьбы, «опускание» повстанцев на стандартные ловушки – деньги, женщины, алкоголь-наркотики. Быстрая и эффективная победа режима оставила в восприятии американских левых интеллектуалов глубокий комплекс бессилия перед могучей государственной машиной и собственной продажности и слабости. Снова запомним.
Теперь, давайте посмотрим, какой набор образов мы видим в фильме Квентина Тарантино. Жестокий разгром свадьбы с убийством всех ее участников, убийство невесты(zic!) архетипа женской девственности и чистоты – прямая образная аллюзия «убийства семьи и ее ценностей» культурой общей сексуальной свободы, что подкрепляется прерванным диалогом Билла и героини, из которого зритель понимает, что героиня беременна от Билла, но выходит за другого! Далее, монолог, поясняющий позицию героини. Это, ни что иное, как образ восстания женщины, не как феминистки, а, как жены и матери против культуры сексуальной свободы. Женщина готова и должна умереть за это. Это, само по себе вызов привычному американскому восприятию. Жесткий вызов, на уровне – это вы убили ее! Дальше – больше. Восстание женщины против архетипа восприятия ее, как предмета сексуального удовлетворения. Эпизод в больнице. Вспомните образ – архетип женщины! Вот его воплощение – спортивная белая блондинка, ставшая бессловесной секс-куклой. Но, не тут-то было. Она пробуждается и превозмогая боль убивает безмозглых сексуалистов. Еще одно восстание против устоявшегося национального архетипа, новый образ боя за женщину – человека. Еще один жесткий вызов обществу – за то, что вы убили в ней человека, она убьет вас и это справедливо. Верните женщине человеческий облик!
Далее, читаем сценарий Тарантино – описание обстановки домохозяйки – негритянки, объекта мести героини «Книжный шкаф, (декоративные элементы из стали, закаленное стекло), на
его полках расставлены: семейные фотографии, сувенирные игрушки, предметы
Африканской культуры, а также набор тарелок ручной росписи, с изображениями
чернокожих солдат на службе в Американской армии. Этот достаточно самобытный
сервиз начинается с тарелки, на которой изображен Крипис Аткинс, участвующий
в революции; далее - негритянский отряд во времена гражданской войны;
солдаты Буффало, сражающиеся с индусами; отряд Джимми Кроува в первой
мировой; цветные отряды отличившиеся во второй мировой войне, в Корее, во
Вьетнаме; и, наконец, тарелка с Колином Пауэллом...» А, это, уже не что иное, как образы национальной гордости черной Америки. Победившей черной и цветной Америки. Едкий укол – американец, ты, уже не хозяин на твоей земле. Пришли новые хозяева. Читаем выше – «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ КАДР - СЦЕНКА из СПАГЕТТИ-ВЕСТЕРНА:
(Означает, что наша главная Героиня что-то вспоминает. В такие моменты
на изображение накладывается оранжевый видеофильтр.) Мы вернулись в
свадебную часовню. Невесту избивают четверо в черных костюмах. Чернокожая
женщина КУЛАКОМ БЬЕТ НЕВЕСТУ в лицо... Мы видим, что это та самая
домохозяйка, только пятью годами ранее. (большие буквы авторские).» - не просто, новые хозяева, респектабельные члены общества, а, еще и погромщики, убийцы и предатели, не понесшие наказания. Героиня убивает и ее. Но, это, практически открытый образ - вызов политкорректности. Обращение к вековому черно-белому конфликту Америки, на стороне белых! Верните страну тому, кому она по праву принадлежит! Приструньте новых хозяев. Супержестко для современного американского общества.
Далее, рассмотрим японский эпизод – жесткая аллюзия борьбы против национальных мафий, основанных на иных, нежели американское, восприятий реальности. Это борьба против чужеродных культурных элементов, комиксно – мультяшного эротизма и жесткой традиционной структуры преступных группировок, против которых бессильно государство. «СМЕНА ПЛАНА:
ЧИСТЫЙ ЛИСТ БУМАГИ. В кадр опускается рука и, пока Невеста вводит нас в
курс дела, эта рука угольным грифелем рисует портрет О-РЕН ИШИИ в стиле
аниме, представив девушку в образе гейши.
НЕВЕСТА (только голос)
Когда удача улыбается в чем-то жестоком и
омерзительном, как, например, в мести - такие
минуты, кажется, как ничто другое доказывают
то, что Бог существует, но еще и то,
что ты выполняешь его волю. Не смотря на то,
что в тот момент мне не было известно
практически ничего о моих врагах, первое имя
в списке смертников, найти не составило
никакого труда. Хотя, сказать по правде, если
это имя принадлежит королеве преступного мира
Токио... Ведь шила в мешке не утаишь?
Выполненный угольным грифелем рисунок, приобретает цветность и
превращается в анимированную мультяшную О-РЕН...
МУЛЬТФИЛЬМ В СТИЛЕ ЯПОНСКОЙ АНИМАЦИИ. Мы видим анимешное воплощение
Невесты.
НЕВЕСТА (только голос)
Уже в двадцатилетнем возрасте, Билл
практиковал материальную и духовную поддержку
своих представителей в негласной войне
японских кланов Якудза. Негласной, но
всеобъемлющей, достигшей воистину
Шекспировского размаха. В борьбу за лидерство
были вовлечены даже те кланы, которые
заправляли в самом центре Токио.
Анимешная О-Рен, со своей Армией, подвергает атаке ДРУГОЕ ВОЙСКО
ЯКУДЗА. Сражение разворачивается на фоне дождя из вишневых цветков.
МЫ ЧЕРЕДУЕМ ПЛАН мультяшных сражений с ПЛАНОМ реальных самурайских битв
в духе "Настоящего Мак-Коя".
Техника боя О-Рен просто неподражаема.
НЕВЕСТА (только голос)
Когда противостояние завершилось, на горизонте
возникла О-Рен Ишии. Она-то и провозгласила
себя победительницей. С подачи Билла.
ВНУТРИ - ЯПОНСКИЙ НОЧНОЙ КЛУБ
О-Рен только что официально стала криминальным лидером Токио. Шесть
боссов шести кланов Якудза - у каждого за спиной по ДВА ТЕЛОХРАНИТЕЛЯ -
поднимают бокалы за нового лидера. Боссы, смеясь, потягивают спиртное... все
за исключением одного - БОССА ТАНАКИ.
НЕВЕСТА (только голос)
И, если вы зададитесь вопросом, как
японо-китае-американке удалось подчинить себе
всю темную сторону Токио - я смогу ответить
на ваш вопрос. Происхождение, вопрос
о национальности О-Рен встал перед советом
лишь однажды. В ночь, когда совет криминальных
авторитетов возвел О-Рен на трон.»
Вот, с этого трона героиня и сбрасывает зарвавшихся мафиози! Это новый вызов – страной управляют иностранные преступники. Спасите страну, спасите культуру. Сражайтесь! Только так можно победить и это справедливо.
И, наконец, главное. Уже не абстракция, прямая и жесткая подсказка – образ, созданный Биллом «террористический отряд Смертоносные гадюки»! Символ отряда – На ЯРКО-ОРАНЖЕВОМ ФОНЕ - мультипликационный ШЕСТИГЛАВЫЙ ЗМИЙ! Семиглавая змея на красно - оранжевом фоне – эмблема СЛА! Теперь, для смеха, сравним портреты Умы Турман в фильме и фото Патриции Херст на момент бытности ее боевиком СЛА. Практически, портретное сходство! Бывшие «головы змия» - опустившийся алкоголик Бадд, наемный убийца Элли Драйвер, и «невидимая седьмая голова» - респектабельный джентльмен и отец Билл – вот, в кого превратились бывшие «романтики революции»! Они цепляются за свой обретенный комфорт. Предатели! Политические импотенты, не нашедшие в себе силы противостоять системе до конца. Бывшие бунтари, ставшие частью системы, против которой сражались. Змея в американской символике, вообще, имеет глубокий смысл. Гюйс (носовой флаг) кораблей американских ВМС несет изображение змеи и надпись – Не наступай на меня! Змея – старинный американский символ борьбы за свободу! Под флагами с изображением змеи и грозным предупреждением – Не наступай на меня!, шли в бой солдаты Войны за независимость! Символ змеи – архетип клятвы борьбы за свободу! Не наступай на меня – ужалю в пяту – Библейская аллюзия борьбы с силами зла с самим диаволом! Поклялись бороться со злом за свободу, а сами… Клятвопреступники! Смерть вам, и это справедливо! Жесткий и беспощадный вызов прежнему поколению интеллектуалов и призыв к их наследникам – эти отступились, или вы такие же как они, или вы сделаете это! Измените общество и страну!
И, так, в заключение, делаем вывод о той сверхзадаче, что читается за довольно, по– американски прямолинейной системой образов – символов – национально опосредованных архетипов – Вам нравится такое общество, такая страна? Нет! Так сделайте что ни будь! Измените ее!
P.S.
Уважаемые, леди и джентльмены! Это не политический пост. Это, всего лишь гипотеза – предположение! Я не искусствовед, не психиатр и не психолог! Я не теоретик кино, я, всего лишь, предложил вам свои умозаключения! Этот пост должен быть оспорен! Сделайте это!
__________________
Si vis pacem, para bellum
|