| 
|  | 
	
	
		
	
	
	
		|  13.09.2007, 17:54 | #91 |  
	| Сценарист 
				 
				Регистрация: 06.08.2007 
					Сообщений: 1,833
				      | 
 
			
			
	Цитата: 
	
		| Сообщение от Вячеслав Киреев@13.09.2007 - 16:46 Авраам, ИМХО Вы путаете древних евреев с древними египтянами. Евреи всегда умели писать и читать. Во все времена.
 |  это заблуждение. раввинистический иудаизм действительно привнес всеобщее обучение древнееврейской грамоте для мужчин. но это было не ранее середины 1 тыс. н.э. Ветхий Завет, о котором идет речь, написан за 1000 лет до того. 
поймите, древнееврейское общество 1 тыс. до н.э., т.е. в библейские и постбиблейские времена - это совсем не то же самое, что средневековый раввинистический иудаизм. это ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ      |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  13.09.2007, 22:14 | #92 |  
	| Супер-модератор 
				 
				Регистрация: 29.05.2006 
					Сообщений: 5,497
				      | 
 
			
			
	Цитата: 
	
		| это заблуждение. раввинистический иудаизм действительно привнес всеобщее обучение древнееврейской грамоте для мужчин. но это было не ранее середины 1 тыс. н.э. |  Иисус, сын простого плотника, жил в каком-то заштатном городишке, уже подростком умел читать и очень хорошо знал писание. Как быть с этим фактом?
		 
				__________________Более всего оживляет беседы не ум, а взаимное доверие.
 Ф. Ларошфуко
 
 Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
 А. Хичкок
 
 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  13.09.2007, 22:27 | #93 |  
	| Сценарист 
				 
				Регистрация: 06.08.2007 
					Сообщений: 1,833
				      | 
				  
 
			
			
	Цитата: 
	
		| Сообщение от Вячеслав Киреев@13.09.2007 - 21:14 Как быть с этим фактом?
 |  "Иисус" и "факт" - это плохо сочетающиеся понятия. Давайте не путать науку и религию. Как Вы помните, НЗ описывает эпизод, как двенадцатилетний Иисус приходит в Храм и ошарашивает священников своими познаниями. Т.е. именно, что "сын простого плотника" рубит в священных книгах - было для священников чудом. И позиционируется это как чудо с точки зрения автора НЗ. Так что пример в высшей степени неудачный. 
А впоследствии, когда Иисус вырос, он стал одним из первых раввинов. Его и называли "Учитель" прежде всего за то, что он знал закон и трактовал его публично. Тогда это была прерогатива относительно немногих людей. Просто впоследствие он пошел в разрез с "официальной идеологией", потому и остался в памяти иудаизма как еретик, а не как раввин. 
Тут схема такая:  
1) Древнееврейское общество (условно 10-2 в до н.э.) - грамотны единицы (писцы, торговцы, позже - священники); 
2) Общество рубежа эр (1 до н.э. - 2 н.э. ) - грамотных меньшинство (писцы, торговцы, священники, зарождающийся институт раввината) 
3) Средневековое еврейское общество (середина 1 тыс. - до Нового Времени) - грамотны те, кто включается в систему раввинистического иудаизма, который ко второй половине 1 тыс. становится мейнстримом и - соответственно - устанавливает норму всеобщей грамотности.
		 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  13.09.2007, 22:28 | #94 |  
	| Киновед 
				 
				Регистрация: 30.03.2007 
					Сообщений: 1,130
				      | 
 
			
			
	Цитата: 
	
		| Сообщение от Кирилл Юдин@13.09.2007 - 16:07 P.S.
 И почему, кому есть что сказать, всё правильно понимают?!
  И к словам не цепляются, и дискутируют по существу.   |   Ой, ну какой же Вы вредный!        Просто Вы слышите исключительно тех, кто с Вами соглашается.     
Несете бред, а я , видишь ли, к словам цепляюсь. Я ж не виновата, что не можете убедительно проиллюстрировать свою точку зрения.    |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  14.09.2007, 00:35 | #95 |  
	| Студент 
				 
				Регистрация: 05.08.2007 
					Сообщений: 196
				      | 
 
			
			
	Цитата: 
	
		| 1) Древнееврейское общество (условно 10-2 в до н.э.) - грамотны единицы (писцы, торговцы, позже - священники); 2) Общество рубежа эр (1 до н.э. - 2 н.э. ) - грамотных меньшинство (писцы, торговцы, священники, зарождающийся институт раввината)
 |  Откуда такие данные?.. 
Судя по календарю Гэзера (10 в. до н.э.), остраконам и т.д., евреи были грамотны и в ветхозаветные времена, причем люди разных профессий - от военных до пастухов. 
Уж во всяком случае в синагогальный период (от 5 в. до н.э.) всех мальчиков обучали грамоте.
		 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  14.09.2007, 00:41 | #96 |  
	| Супер-модератор 
				 
				Регистрация: 29.05.2006 
					Сообщений: 5,497
				      | 
				  
 
			
			
	Цитата: 
	
		| "Иисус" и "факт" - это плохо сочетающиеся понятия. Давайте не путать науку и религию. |  Мы живем в 2007 году от рождества Христова. В каком году мы живем по науке?
 
	Цитата: 
	
		| "сын простого плотника" рубит в священных книгах - было для священников чудом. И позиционируется это как чудо с точки зрения автора НЗ. |  Да нет, ни о каком чуде там речи нет. Священников удивила глубина познаний подростка, об этом говорится вполне определенно.
 
	Цитата: 
	
		| А впоследствии, когда Иисус вырос, он стал одним из первых раввинов. Его и называли "Учитель" прежде всего за то, что он знал закон и трактовал его публично. Тогда это была прерогатива относительно немногих людей. |  Да ну.    Раввин - это что, должность звание или что? Как переводятся слова "раввин" и "равви"? Фарисеев было совсем мало?
 
	Цитата: 
	
		| 1) Древнееврейское общество (условно 10-2 в до н.э.) - грамотны единицы (писцы, торговцы, позже - священники); |  Царь Давид не был ни писцом, ни торговцем, ни священником и ведь было время, когда он и царем-то не был. Как быть с этим?
		 
				__________________Более всего оживляет беседы не ум, а взаимное доверие.
 Ф. Ларошфуко
 
 Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
 А. Хичкок
 
 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  14.09.2007, 02:06 | #97 |  
	| Студент 
				 
				Регистрация: 05.08.2007 
					Сообщений: 196
				      | 
 
			
			В тот период все еврейские мальчики получали начальное образование (Завещание двенадцати патриархов, Леви, 6). В частности, по данным Мишны, в синагоге его давал хаззан. Далее, по данным Филона и Мишны, в синагоге любой из присутствующих мог читать פרשה.
		 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  14.09.2007, 12:28 | #98 |  
	| Сценарист 
				 
				Регистрация: 06.08.2007 
					Сообщений: 1,833
				      | 
				  
 
			
			млин, ну начинается... 
	Цитата: 
	
		| Сообщение от Руслан+--></div><table border='0' align='center' width='95%' cellpadding='3' cellspacing='1'><tr><td>Цитата (Руслан)</td></tr><tr><td id='QUOTE'>Судя по календарю Гэзера (10 в. до н.э.), остраконам и т.д.[/b] |  три слова на черепках - это славно, а про "и т.д." - можно поподробнее? у вас, наверное, есть доступ к богатой литературе на древнееврейском, объем которой во много раз превышает Танах, из которого мы, старомодные, привыкли черпать свои сведения о древнееврейском обществе, почитая его практически единственным источником, покрывающим 99,98% письменной информации, которая у нас есть?
 
 
 
	Цитата: 
	
		| Сообщение от Руслан+--></div><table border='0' align='center' width='95%' cellpadding='3' cellspacing='1'><tr><td>Цитата (Руслан)</td></tr><tr><td id='QUOTE'>Уж во всяком случае в синагогальный период (от 5 в. до н.э.) всех мальчиков обучали грамоте.[/b] |  начиная с 5 в. до н.э. действует так называемая Храмовая община; с этого момента можно говорить, что священники становятся грамотными в обязательном порядке и изучение письменного закона входит в практику (об этом я писал). утверждать же, что горстка аристократов-бюрократов, которая сидела в Храме и не особо хотела делиться харчами с местным еврейским населением, которое в свое время не было угнано в плен, а потому не входило в Храмовую общину, обучило весь еврейский народ грамоте - это, мягко говоря,  преувеличение.
 
 
 
	По науке нам известно, что Иисус жил, учил и был казнен. Все остальное - вопрос веры. При всем моем уважении к братской христианской религии.Цитата: 
	
		| Сообщение от Вячеслав Мы живем в 2007 году от рождества Христова. В каком году мы живем по науке?
 |  И не надо думать, что я пытаюсь развенчать пророка. Иисус - вполне историческая личность. Вот про Моисея, с точки зрения науки, вообще ничего не известно, что не мешает евреям верить в его существование.
 Я просто призываю не путать биографию и агиографию.
 
 
 
	потому и удивила, что явился неизвестно кто, неизвестно откуда, мальчишка, сын плотника (ам hаарец) - и говорит с ними на равных. если бы это было повсеместным явлением, вряд ли вокруг него три дня бы сидели и беседовали с ним.Цитата: 
	
		| Сообщение от Вячеслав Да нет, ни о каком чуде там речи нет. Священников удивила глубина познаний подростка, об этом говорится вполне определенно.
 |  
 
 
	не понимаю суть возражения. равви - это "учитель мой". вы хотите сказать, что каждый второй тогда был учителем? интересное общество...Цитата: 
	
		| Сообщение от Вячеслав Да ну.
  Раввин - это что, должность звание или что? Как переводятся слова "раввин" и "равви"? Фарисеев было совсем мало? |  
 
 
	а суть данного возражения в чем? в том, что царь давид умел писать? это вы на основании Псалмов Давида решили? еще бы убедиться, что он вообще был... но это так, к слову. я-то, как раз, думаю, что все-таки был.Цитата: 
	
		| Сообщение от Вячеслав Царь Давид не был ни писцом, ни торговцем, ни священником и ведь было время, когда он и царем-то не был. Как быть с этим?
 |  
 <!--QuoteBegin-Руслан@
 В тот период все еврейские мальчики получали начальное образование (Завещание двенадцати патриархов, Леви, 6). В частности, по данным Мишны, в синагоге его давал хаззан.[/quote]
 опять вы позоритесь... Мишна у нас когда записана? в начале 3 в. НАШЕЙ ЭРЫ. так в какое ТО время? ближе к середине тысячелетия? я ровно это самое и написал:
 <!--QuoteBegin-Авраам
середина 1 тыс. - до Нового Времени) - грамотны те, кто включается в систему раввинистического иудаизма
 [/quote] 
и не надо забывать, что раввинская синагога стала повсеместной практикой сильно во второй половине 1 тыс.
		 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  14.09.2007, 12:34 | #99 |  
	| Супер-модератор 
				 
				Регистрация: 29.05.2006 
					Сообщений: 5,497
				      | 
 
			
			Авраам, чего-то там одна цитата явно не моя. Впрочем, ладно, спорить не буду. Не моя тема.
		 
				__________________Более всего оживляет беседы не ум, а взаимное доверие.
 Ф. Ларошфуко
 
 Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
 А. Хичкок
 
 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  14.09.2007, 12:36 | #100 |  
	| Сценарист 
				 
				Регистрация: 06.08.2007 
					Сообщений: 1,833
				      | 
 
			
			
	Цитата: 
	
		| Сообщение от Вячеслав Киреев@14.09.2007 - 11:34 Авраам, чего-то там одна цитата явно не моя.
 |  да, сори. исправлено.
		 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  14.09.2007, 12:50 | #101 |  
	| Студент 
				 
				Регистрация: 05.08.2007 
					Сообщений: 196
				      | 
 
			
			Авраам 
	Цитата: 
	
		| три слова на черепках - это славно |  И не три, хотя и мало. Но это то, что дошло до нас. И уже этого достаточно, чтобы утверждать, что не только священники знали грамоту - еще в перирод пленения Иудеи вавилонянами.
 
	Цитата: 
	
		| у вас, наверное, есть доступ к богатой литературе на древнееврейском, объем которой во много раз превышает Танах |  а и Танаха достаточно. Амос был пастухом.
 
И вообще, я привел со ссылками на древние источники данные, что при синагогах еврейских мальчиков обучали, и что главы из Танаха в тех же синагогах читал простой люд, а не священники. Вы же в ответ без ссылок на источники привели только спеуцляции насчет того, что священникам незачем было делиться грамотой. Хотя даже в этом случае можно смело предполагать обратное: храмовая община как раз и держалась за счет грамотности евреев и знания ими Танаха, а священникам это было кстати, ибо указаний одной Торы было достаточно, чтобы обеспечить жизнь не только роду Аарона, но и всему колену Левия.
		 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  14.09.2007, 12:56 | #102 |  
	| Студент 
				 
				Регистрация: 05.08.2007 
					Сообщений: 196
				      | 
 
			
			Авраам 
Это почему это позорюсь и почему опять?
 
	Цитата: 
	
		| Мишна у нас когда записана? |  ЗАПИСАНА, но существовала в устной традиции. И повествует, помимо прочего, также и о периоде Второго храма, о чем и речь. Завещение же 12 патриархов - вообще I в. Так же, как Филон. Так что все в силе, и никакого позора.
		 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  14.09.2007, 13:02 | #103 |  
	| Студент 
				 
				Регистрация: 05.08.2007 
					Сообщений: 196
				      | 
 
			
			Авраам 
	Цитата: 
	
		| и не надо забывать, что раввинская синагога стала повсеместной практикой сильно во второй половине 1 тыс. |  Я не знаю, что вы разумеете под раввинской  синагогой, сами синагоги были распространены по всей Иудее в период Второго храма.
		 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  14.09.2007, 13:21 | #104 |  
	| Сценарист 
				 
				Регистрация: 06.08.2007 
					Сообщений: 1,833
				      | 
				  
 
			
			
	Цитата: 
	
		| Сообщение от Руслан Смородинов@14.09.2007 - 11:56 [b]
 Это почему это позорюсь и почему опять?
 |  потому что вы регулярно говорите глупости, а когда Вам на это указывают - идете дальше, как будто ничего и не произошло. да с Вами после "קרי\כתיב исключительно в отношении Тетраграмматона" говорить не хочется.
 
	Цитата: 
	
		| ЗАПИСАНА, но существовала в устной традиции. |  ага, Моше кибель Тора миСинай умесараh лИhошуа... очень смешно. рассуждая так, вообще никаких проблем нет: сказанно про Иакова, что он был "йошев оhалим", что это означает? лама йашав? ки ламад Тора! гам шебихтав вегам шебеаль пэ... ну и так далее. хотите меня раввинскими сказками кормить? спасибо, я уже наелся.
 
	Цитата: 
	
		| Я не знаю, что вы разумеете под раввинской синагогой, сами синагоги были распространены по всей Иудее в период Второго храма. |  очень плохо, что вы не видите разницу между синагогой как בית כנסת, которая действительно существовала уже в период второго храма, и синагогой как קלויז - классическом оплоте раввинистического иудаизма.
 
Руслан, я устал. Вы приходите и заявляете, что у евреев была повальная грамотность, потому что мы нашли сельскохозяйственный календарь на черепке 10 в. до н.э. Это глупость, которую я даже комментировать не хочу. Хотите морочить людям голову - морочьте, я в этом не участвую.
		 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
		|  14.09.2007, 14:22 | #105 |  
	| Студент 
				 
				Регистрация: 05.08.2007 
					Сообщений: 196
				      | 
 
			
			Авраам 
	Цитата: 
	
		| потому что вы регулярно говорите глупости, а когда Вам на это указывают - идете дальше, как будто ничего и не произошло. да с Вами после "קרי\כתיב исключительно в отношении Тетраграмматона" говорить не хочется. |  Еще один! Ну-ка покажите мне слово "исключительно" в моих словах! (Или я, по-вашему того же Това не читал и примеров не знаю??) 
А уж о том, кто тут говорит глупости, видно и так, перечитав эту тему: вы тут столько не-исторического нагородили (напр., о чуть ли не повальной безграмотности евреев-не священников в период Второго храма), что я только успеваю отсылать вас к древним свидетельствам, отпровергающим ваши фантазии. Потому, наверно, вам со мной и говорить не хочется. 
Возможно, на данном форуме не все хорошо знают библеистику, иначе вы бы опасались писать такое. Напр., в том сообществе, куда я вас пригласил, с вами бы говорили иначе, не так, как я, доброжелательно. А вы мне чем отвечаете?..
		 |  
	|   |   |  
	
		
	
	
	
	
	
	
	
		| Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) |  
		|  |  
	| Опции темы | Поиск в этой теме |  
	|  |  |  
	| Опции просмотра |  
	
	| 
		 Линейный вид |  |  |  |