Цитата:
Сообщение от Кирилл Юдин
Какое-то странное суждение, если честно.
|
Это не мое суждение. Я никого не осуждаю.
Я написал, что это признание самих авторов. В частности, Б. Стругацкого - в том самом интервью. Или - не в том самом. Но точно помню, как кто-то из читателей "обвинил" Стругацких в "прогибе", в угодничестве и т. п. Он совершенно спокойно ответил, что - да, было. Либо так, либо - никак. Ругался с редакторами, уговаривал, за сердце хватался. Но - резали. Исправляли. Вычеркивали. В стол откладывали - надолго.
Да много там чего было. Не буду я по памяти писать. Суть не в этом.
Вы просто неправильно меня поняли. Я уважаю и творчество этих писателей и их личности. И их мужество - что сегодня им не
Цитата:
Сообщение от Кирилл Юдин
стыдно в этом признаться
|
ИМХО, их творчество ценно даже в таком - отцензурированном (властью) виде. И не одно поколение выросло на их книгах.
Поэтому, повторюсь - Вы просто неправильно меня поняли.
Что касается - верили они в светлое коммунистическое будущее или нет, то вот моя цитата:
Цитата:
Сообщение от Кодо
Что касается отношения самих авторов к "светлому коммунистическому будущему" - то здесь, на мой взгляд, не все так однозначно.
|
Как видите, я выразил лишь
свое мнение. В своих ранних произведениях они берут почти готовую модель уже построенного (в будущем) коммунизма и используют ее лишь в качестве фона для сюжета, не утруждая себя какими-то философскими изысками. Это такие "боевички" своего рода, где важнее действие и люди, их решения, судьбы, а не какой-то скрытый подтекст. Но возьмите, к примеру, "Град обреченный" , писавшийся более 10 лет - трудно и долго. Окончен - в 75-ом. Никакой веры (надежды) на светлое коммунистическое будущее нет и в помине. Или уже упоминавшийся мной "Мир-кольцо"...
А вот цитата БНС (статья "Мы были уверены, что так и сгинем в мире несвободы"):
Цитата:
Дело в том, что ведь наше 70-летнее порабощение – это был довольно медленный процесс. Вообще, чтобы поработить человека, надо выполнить всего-навсего два условия: во-первых, лишить его притока разнообразной информации и, во-вторых, целиком и полностью отдать под власть тайной полиции. Все! Готово! Человек в течение двух или трех пятилеток психологически превращается в раба. И это рабство для большинства людей может быть достаточно уютным состоянием души. Нет проблем социальных, нет проблем идеологических, нет проблем мировоззренческих. Главное, что ты должен знать о мире, тебе напишут в газетах, покажут по телевизору, объяснят по радио. Регулярно происходят политинформации, на которых тебе втолковывают, как ты должен понимать политические события. И ты сидишь в вонючем своем, уютном закутке, и тебе кажется, что ты дышишь воздухом свободы...
Нормальный человек в нормальной стране не должен интересоваться политикой, был период в нашей стране в начале 50-х годов, когда все обязаны были интересоваться проблемами языкознания. Это была стадия бреда – бред тоталитарной системы.
|
Это к слову о "вере в коммунизм". Вот еще цитата (статья "Я хочу говорить то, что я думаю.") - о "прогибе", который Вас так возмутил.
Цитата:
– Борис Натанович, в американской, кажется, энциклопедии фантастики о вас с братом говорилось: «С такого-то времени братья Стругацкие – «внутренние эмигранты»...» Ощущали ли вы себя действительно в таком состоянии?
– Да, безусловно. Я даже могу назвать достаточно точно момент: это осень 1963 года. После того, как произошла знаменитая встреча Никиты Сергеевича Хрущева с представителями творческой интеллигенции в Манеже, я впервые понял, сформулировал для себя в ясных словах, что во главе государства стоят враги культуры. До тех пор какие-то общие соображения на этот счет плавали у меня в голове, но никогда еще они не оформлялись настолько четко. Я понял, что эти люди – хорошие ли они, плохие, искренне заблуждающиеся или, наоборот, сознательные карьеристы, хапуги, делающие из своей власти кормушку, – кто бы они ни были – объективно они мои враги, враги того, что мне дороже всего, враги того, чему я служу. И, начиная с этого года, естественно, мы в своих произведениях не могли открыто говорить то, что думали.
|
С этого момента АБС должны были выбрать - уехать, "заткнуться" или продолжать, но по правилам, указанным сверху. И тот выбор, что они сделали, я ни в коей мере не осуждаю. Если Вам не нравится слово "прогиб" - замените его любым другим. Тех "бойцов", что не прогнулись - отправили в лагеря по 70-ой. В выигрыше оказалась только система.
Цитата:
Сообщение от Кирилл Юдин
Не кажется ли вам, что мы сегодня идеализируем...
|
Я ничего не идеализирую. Я - циничный реалист. Об этом мой пост прямо над Вашим.
P.S. Вас, наверное, задело слово - "прогиб"? Согласен, слово резкое. И малоприятное. Но это не я его придумал. И я не вкладывал (в данном контексте) какого-то уничижительного смысла в него. Не обсуждая плюсы и минусы социалистического строя, хочу сказать - в СССР была цензура, бессмысленная и беспощадная. Хочешь издаваться - делай вот так, а не как тебе хочется. И они (Стругацкие) делали. По их собственным словам. Даже не видя в этом ни малейшего смысла - делали, потому что выбора не было. Это были не отдельные человечки, это была СИСТЕМА. И она прогибала любого - под себя. У Стругацких об этом много можно нарыть (с 80-х - 90-х), но делать этого я не буду, уж извините - время позднее.
Об этом я. Извините за сумбур, но, надеюсь, основную мысль выразить удалось.