|
04.01.2010, 20:18
|
#46
|
The Woman
Регистрация: 15.12.2008
Сообщений: 603
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Цитата:
Сообщение от Ходорыч
1. Почти все сказки строго выстроенны по законам классического построения драмсюжета.
|
Нет. Во многих используются только некоторые элементы драмсюжета.
Еще раз повторю: Золушка не действует для достижения своей мечты, не развивается. Старик пассивно слушается Старуху, история между инициирующим событием и кульминацией движется равномерно. В Мертвой царевне нет ГГ, характеры схематичные.
Цитата:
Сообщение от Ходорыч
Если уж и есть какие то кажущиеся нарушения, то интерес сохраняется вовсе не по обозначенной вами причине (неуемное использование условностей), а по какой-то другой. Например, сюжет очень заархивирован, сжат, но сила идеи истории цепляет на уровне сказки
|
Вот с этим я скорее соглашусь. Та же Сказка о рыбаке и рыбке - притча с сильной идеей, к которой неоднократно возвращаешься и переосмысливаешь.
Ходорыч, Ваши слова навели меня на мысль, что такие сильные, но лишенные некоторых драматических элементов сказки - это мини-сюжеты, как их называет Макки.
Перечитываю - он пишет: "минимализм предполагает, что автор начинает с элементов классической структуры, а затем сокращает их, сужая или сжимая, избавляя от излишеств или усекая характерные детали архисюжета".
(Архисюжетом он называет классическое построение)
В мини-сюжете и ГГ может быть пассивным, если это компенсируется сильной внутренней борьбой или драматическими событиями, которые происходят вокруг него.
Каковы тогда критерии успешности мини-сюжета? И найдет ли отклик у зрителей подобный мини-сюжет сейчас? Книга Макки - единственная, в которой он описан, остальные гуру считают необходимым исполнение всех классических законов.
|
|
|
04.01.2010, 20:55
|
#47
|
Супер-модератор
Регистрация: 04.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 260
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Почему-то сопоставляют разные вещи: подвид литературного произведения и сценарий к фильму. Применять законы драматургии к произведению, которое не относится к драматургии… странно.
Ни одна сказка в первозданном виде не пошла на экран. Во всяком случае, я таких не знаю. Если уж речь пошла о Золушке, почему бы не рассмотреть драматургию, например, в фильме-сказке "Три орешка для Золушки"? В нем, на мой взгляд, все на своих местах. Крепкая структура. Там Золушка борется за свое счастье, Принц из повесы превращается во влюбленного мужчину. Может, фильм получился таким удачным, потому что в нем заложена драматургия?
__________________
Мудрость безгранична. Всегда есть куда расти.
|
|
|
04.01.2010, 21:15
|
#48
|
Супер-модератор
Регистрация: 04.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 260
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Цитата:
Сообщение от Кирилл Юдин
Ну те же хрустальные башмачки - абсурд, который в условиях сказки - изящный гармоничный элемент. А чего стоят сами поиски - кому подойдёт - та и будет...
|
Почему же сразу абсурд? Рискну сделать предположение.  В то время хорошая обувь (дорогая и бальная, скорее всего, а не просто обычные безразмерные башмаки) шилась точно по ноге с учетом не только размера, но и строения ноги, разных анатомических особенностей. И если кожаную обувь еще можно было напялить на чужую ногу (кожа немого растягивается), то хрустальную туфельку вряд ли. Таким образом, в руках принца оказалась эксклюзивная вещь возлюбленной, своего рода, улика. Все равно что для нас отпечатки пальцев.
__________________
Мудрость безгранична. Всегда есть куда расти.
|
|
|
04.01.2010, 21:21
|
#49
|
The Woman
Регистрация: 15.12.2008
Сообщений: 603
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Цитата:
Сообщение от Мариена Ранель
Почему-то сопоставляют разные вещи: подвид литературного произведения и сценарий к фильму. Применять законы драматургии к произведению, которое не относится к драматургии… странно.
|
Точно. И Аристотеля ф топку. Раз сценарии не писал, нечего было трактаты про драматургию сочинять.
Цитата:
Сообщение от Мариена Ранель
Ни одна сказка в первозданном виде не пошла на экран.
|
Множество сказок перешло в мультики почти в неизменном виде. Правда, это короткий метр. Может, это особенность только короткометражек - достаточно применять лишь некоторые из элементов драматургии?
|
|
|
04.01.2010, 21:24
|
#50
|
The Woman
Регистрация: 15.12.2008
Сообщений: 603
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Мариена Ранель, про аналогию с отпечатками пальцев - очень интересная мысль.  Только в оригинале это были меховые туфельки. Французские слова "хрусталь" и "мех" созвучны, со временем произошла трансформация одного слова в другое.
|
|
|
04.01.2010, 22:04
|
#51
|
Заблокирован
Регистрация: 22.02.2009
Адрес: Мануляндия, до востребования
Сообщений: 1,102
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Цитата:
Сообщение от Бо
Только в оригинале это были меховые туфельки
|
Интересно. А ссылочку на это дело можно где-нить читнуть? На русском, желательно  Пасиб заранее.
|
|
|
04.01.2010, 22:14
|
#52
|
любопытная
Регистрация: 21.11.2008
Адрес: Украина
Сообщений: 396
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
__________________
Грех предаваться унынию, когда есть другие грехи!
Когда женщине ломают крылья, она начинает летать на метле
|
|
|
04.01.2010, 22:21
|
#53
|
Заблокирован
Регистрация: 22.02.2009
Адрес: Мануляндия, до востребования
Сообщений: 1,102
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Варя, спасибо!
|
|
|
04.01.2010, 22:50
|
#54
|
The Woman
Регистрация: 15.12.2008
Сообщений: 603
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
|
|
|
04.01.2010, 22:53
|
#55
|
The Woman
Регистрация: 15.12.2008
Сообщений: 603
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Ссылка почему-то берется без последней скобки. Когда откроете ссылку, поисковик напишет: Возможно, вы имели в виду страницу Золушка (сказка). Кликните туда, и откроется нужная страница.
|
|
|
05.01.2010, 00:44
|
#56
|
Супер-модератор
Регистрация: 04.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 260
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Цитата:
Сообщение от Бо
Точно. И Аристотеля ф топку. Раз сценарии не писал, нечего было трактаты про драматургию сочинять.
|
А при чем здесь, в данном контексте, Аристотель с его трактатами?  Или же вы о чем-то о своем?
Ваш вопрос звучал так:
Цитата:
Сообщение от Бо
Это не утверждение, а вопрос. Хочу разобраться, действительно ли в некоторых известных историях нарушаются законы драматургии, и допустимо ли это в современных сценариях.
Вот несколько примеров.
|
Да, можно сказать, в известных историях где-то какие-то законы драматургии нарушаются. Или же не соблюдаются. Но они и не должны соблюдаться, т.к. эти произведения не относятся к драматургии. Драматургия – это другой род литературы - то, что рассчитано, прежде всего, на показ (пьесы, мистерии, сценарии к фильмам и т.п.). Сказки (в том виде, в котором представлены), рассказы, романы и т.п. рассчитаны для чтения. Применять к ним законы драматургии (те же что и к сценариям фильмов) – неверно. Сначала их нужно адаптировать для показа. Вот что я хотела сказать.
__________________
Мудрость безгранична. Всегда есть куда расти.
|
|
|
05.01.2010, 00:53
|
#57
|
Супер-модератор
Регистрация: 04.06.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 260
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Цитата:
Сообщение от Бо
Только в оригинале это были меховые туфельки.
|
 А я прочитала:
Цитата:
Оригинальное французское название сказки Перро Cendrillon ou La Petite Pantoufle de verre . Именно такое название было в издании сказок Перро 1697 года.
Французско-русский словарь: verre означает 1) стекло 2) стакан; рюмка 3) линза 4) pl. очки.
|
И кому верить?
Впрочем, наверное, неважно из какого материала были сделаны туфли. Очевидно, они были какие-то эксклюзивные, что подходили одной Золушке. Подробности не уточняются. В драматургическом произведении можно передать это разными способами. Например, туфли обладали волшебным свойством – одна лишь Золушка могла их носить. Если же их надевал кто-то другой, они кололись, жалили…  ругались матом.
__________________
Мудрость безгранична. Всегда есть куда расти.
|
|
|
05.01.2010, 00:59
|
#58
|
местный злыдень
Регистрация: 22.04.2007
Сообщений: 6,895
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Цитата:
Сообщение от несс
Варя, спасибо! 
|
Господа, давайте привыкнем к такому порядку: внизу есть такая кнопочка - поблагодарить. Нажимаем её. И будет меньше флейма из всех этих спасибов. Не удивляйтесь, если будут наказания за флейм (Спасибо, ...). Блгдрю за понимание.
__________________
НИИ Мозги
Последний раз редактировалось Сашко; 05.01.2010 в 03:46.
|
|
|
05.01.2010, 12:36
|
#59
|
.
Регистрация: 25.10.2007
Адрес: СПб
Сообщений: 214
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Мне тут недавно приснился сюжет про Золушку. Там она здоровенной девахой гренадерского роста, деревенской простоты и, вдобавок, говорила с украинским акцентом; ну, знаете, мягкое произношение "Г". А туфелька никому, кроме неё, не подошла, потому что была 45 размера...
|
|
|
05.01.2010, 16:10
|
#60
|
Студент
Регистрация: 07.12.2009
Сообщений: 152
|
Re: Архетипичные истории могут не соответствовать законам драматургии?
Бо, но ведь до нас ведь не сами мифы дошли, а их авторские разработки, мифы сегодня реконструируются на основе античных поэзии и драматургии. А когда греки писали поэмы и пьесы, они уже не слишком серьёзно относились к своим богам, мифы были в их глазах уже не священными текстами, а материалом для художественного творчества.
И потом, не нужно путать сказку и миф. Сказка (фольклорная) – это, образно выражаясь, хорошенько отжатый миф, который, однако, избежал преломления через призму авторского видения. Хотя каждый рассказчик привносит что-то своё, основа – набор мотивов – остаётся неизменной.
В истории Колобка нет и не может быть психологической достоверности, покуда за неё не возьмётся драматург, зато в ней можно увидеть «усохшее» сказание о борьбе племён, поклонявшихся разным тотемам, за обладание священным символом солнца.
История Золушки выросла из инициативного мифа, прообразом хрустального башмачка был, вероятно, тот символический башмак, в который обували человека в ходе обряда принятия в род. Для современников Перро и для нас это уже бессмыслица, мы наполняем сюжет новым содержанием, который сводится к идее, на наш взгляд, присущей всем сказкам: Добро побеждает Зло. Точнее, в случае с Золушкой – Любовь побеждает всё подряд.
Добро действительно должно победить, это и правда суть всех древних сказаний. Добро есть Порядок, Зло есть Хаос. Если Порядок подразумевает, что старый царь должен уступить место молодому, сказка и кончится тем, что «бух в котёл – и там сварился», хотя мы, современники, уже морщимся: что-то жестковатое какое-то добро получается, с варёными старичками.
Впрочем, у Ершова логика всё-таки есть: царь соглашается на косметическую операцию ради Царь-Девицы
Пушкинская история мёртвой царевны – контаминированный сюжет, в нём явственно прослеживаются две линии. Собственно Спящая красавица – это миф о смерти и возрождении, Елисей – миф о молодом царе (он доказывает своё право на Царевну и царство, демонстрируя, какой он крутой шаман: стихиями повелевает только так).
Впрочем, прошу прощения, увлёкся... Я что хочу сказать: архетипические сюжеты, т.е. варианты мифов, по определению не могут соответствовать законам драматургии, поскольку зародились они до возникновения искусства и существовали изначально как «зашифрованное» описание священного обряда.
Но если сказка – дочь мифа, то драма – дочь обряда, и между собой они кузины – отсюда и сходство их, и различия.
Автор, коли уж мы отталкиваемся от сказок авторских, перекладывая, архетипическую историю, волен привнести в неё драматургическую логику в соответствии со своими вкусами и задачами. Но материал-то он всё равно использует древнейший. Совершенно, на наш взгляд, нелогичный
Ну, а почему это всё-таки бывает интересно? Да вот уж как-то так бывает... Архетип – он на то и архетип, чтобы воздействовать в обход сознания. Почему-то нам важно, чтобы случилось волшебство, и всё стало правильно.
Другое дело, можно ли сегодня создать сюжет, основанный на архетипических образах и мотивах, игнорируя законы драматургии? Нет, нельзя. Максимум – можно сымитировать, или заново воспроизвести сказку. Однако массовое сознание у нас уже не мифологическое, логика мифа для нас неприемлема.
|
|
|
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
|
|
|
|
|