Re: "Левиафан" Звягинцева
"Левиафан" нельзя назвать русофобским фильмом. Это интернациональная всемирная история. Недаром в основе сценария лежит американская история, а о влиянии первоистории на кино известно - оно определюще.
В фильме вообще нет злобной ненависти, свойственной и русофобии тоже. Там нет животной ненависти ко всему русскому, как в работах других прозападных мосек. Но нет и любви. Там трезвый, сдержанный, мастерский и беспристрастный взгляд. Редкая работа - никому не сочувствуешь, нет эмпатии, не возникает асссоциирования зрителя с героем.
Мэр также жалок и слаб, как и Коля, потерявший всё. Коля потерял всё, мэр боится потерять всё, в этом лишь разница. У Коли катастрофа уже случилась, мэр живёт в ожидании, и неизвестно, что страшнее, какая жизнь несчастнее, тревожнее и беспокойнее.
Фильм о том, что нельзя нарушать заповедь "Не пожелай жены ближнего своего, ни имущества его". Фильм о том, что глупо в этой жизни цепляться за материальное - всё может рухнуть в один момент, как рухнуло у богатого класса в России после 1917 года, как рушится во время войн и просто локальных трагедий. Не в этом точка опоры человека в этой жизни. А в чём. Посыл есть, каждый ответит на этот вопрос сам, в меру своего опыта и разумения.
За что пострадал Коля? И в кино, и в жизни мы не видим всей полноты причинно-следственных связей между грехом и карой, нарушением заповедей и наказанием. А видели бы - мир стал бы свят.
Немного напрягает неадекватность "войны" за Колин участок - дикие незаселенные просторы, не США, не Токио, не Москва, воевать, в принципе, не за что.
Немного чужеродно вставлена финальная проповедь, слишком примитивно упрощенное резюме и моралите. Но имеет право быть, хотя качество проповеди не имеет пределов совершенства, разные слова звучат по разному в разное время и место.
|