Взгляните на статью Сергея Шелехова "Кино не для всех" (Российские вести)
http://rosvesty.ru/2038/first/?id=1000002468&i=1
Единственное, автор буковку в моей фамилии одну поменял случайно. В остальном - взвешенный труд. Приятно было читать, всё по делу. Автору спасибо.
"Совсем недавно в киношных кругах прокатилась очередная волна возмущений. Поводом послужил опубликованный 5 декабря 2010 г. аналитический материал, собранный кинодраматургом Евгением Бархатовым. Его открытое письмо «Как уничтожается отечественное кино» не читал только ленивый. Вся статистика взята им из открытых документов подготовки и результатов гостендеров по кинематографии (на официальном государственном сайте
www.zakupki.gov.ru ее прочитать может абсолютно каждый).
Механика этих тендеров проста. Министр культуры назначает своего заместителя, курирующего вопросы кинематографа, г-жу Чуковскую, председателем Экспертного совета. Г-жа Чуковская назначает членов Единой комиссии. Экспертный совет выставляет оценки за художественные достоинства сценария. Единая комиссия — за остальные достоинства заявки. Так и работают. Достоинства оценивают по двадцатибальной (!) шкале по пяти позициям.
Позиции такие: социальная значимость проекта (утверждение гражданских и нравственных идеалов в обществе); творческая выразительность; содержательное своеобразие и увлекательность; художественная целостность проекта; актуальность и востребованность проекта российским обществом. Вот такие непростые задачи стоят перед Единой комиссией.
Есть еще два критерия, экономические, — бюджет и срок создания картины. Эти две оценки ясны сразу, как только комиссия вскрывает конверт претендента. А претенденты бывают разные. Государство, кстати, финансирует только 70% предполагаемого бюджета, остальное победитель находит сам, причем до проведения конкурса. Обязательным документом в заявку ложится «бумажка» из банка, который самоотверженно «берет» на себя предоставление недостающих денег. Ну а теперь самое интересное...
«Среди наших сценаристов есть один, совершенно уникальный по своим непревзойденным способностям. Он не отмечен наградами мировых кинопремий, не известен широкой публике, но другого такого кинодраматурга у нас никогда не было за всю историю нашего отечественного кинематографа... речь идет о сценаристке Вере Федоровой. Она единственная в истории нашего кино, чьи сценарии из года в год на протяжении вот уже почти десяти лет выигрывают конкурсы на госбюджетное финансирование». Евгений Бархатов «Как уничтожается отечественное кино»
Не трудитесь, даже неплохо зная наше кино, такого драматурга вы не найдете... потому что его и не было никогда. Это литературный псевдоним Андрея Самсонова — сотрудника и председателя Единой комиссии Департамента по кинематографии Министерства культуры России. Еще один сотрудник департамента и секретарь той же Единой комиссии, Сергей Сергеев, также не чужд эпистолярного сценарного жанра. Ну что ж, одаренные люди, подались в чиновники, пожертвовали собой... творцы... Самопожертвование двух госчиновников обошлось казне по самым приблизительным подсчетам в 420 млн рублей государственных денег (выиграно 14 конкурсов). Тех самых, что потрачены на создание шедевров... нет, будем скромнее, добротных, зрелищных... ну если совсем уж скромно, просто мало известных зрителям фильмов (хотя, если быть честным, автор, благо профессионально интересуется кино, некоторые ленты смотрел на видео). И это должно быть хорошо, если бы не было так фатально. Ни один из снятых фильмов в прокат не попал. Все фильмы, кстати, сняты на одной студии «Синебридж», пережившей свой расцвет в период с 2002 по 2008 г.! Кому интересно, может легко зайти на сайт этой успешной кинокомпании и взглянуть на ее обширную (25 лент за 6 лет) фильмографию. Приведу только две аннотации, размещенные на этом сайте.
2003 г. — п/м художественный фильм «Дневной представитель».
Матерый вампир граф Дарлак возвращается в свой замок после столетнего отсутствия. У него прекрасный аппетит, и вскоре в окрестностях начинают умирать и пропадать люди.
2004 г. — п/м художественный фильм «Дурная привычка».
Однажды Настя, собираясь в свадебное путешествие, обнаруживает в своем огромном чемодане труп пожилого господина...
Сценаристы первого — Андрей Самсонов и Сергей Сергеев, второго — Вера Федорова. Комментарии излишни.
Активная «созидательная» деятельность известных нам сценаристов дала любопытные результаты и в прошедшем 2010 г.
Уже рассказав о внутреннем механизме любого творческого конкурса, сейчас представляется доказательная возможность посмотреть на этот механизм вживую. Далеко ходить не будем: июль — август 2010 г. За этот короткий срок Госкино «разыграло» 18 конкурсов. Общий бюджет примерно 500 млн рублей.
Здесь и «Остросюжетная драма о противостоянии злу, насилию и коррупции», и «Социальная драма о взаимоотношениях отцов и детей», «Драма на основе современных реалий», и «Комедия о наших современниках, сталкивающихся с глобальными экономическими потрясениями», и «Фильм-сказка» — в общем, движется кинопроцесс, движется. Много тем, много — о человеческом достоинстве и об истинных семейных ценностях, о формировании духовного мира... и самых актуальных. Но обнаружилась одна проблема: по странному стечению обстоятельств сценарии, получившие наивысшие оценки экспертов, имевшие наилучшие экономические показатели, вылетали из окон министерства фанерой над Парижем. Простите за эмоции! Оценка профессиональных экспертов — одна, хоть и высшая, две — объективные потому, что это экономика, а остальные пять — нули, или практически нули. И выигрывает — сумма подтасованных баллов и любовь отдельных чиновников к отдельным кинематографистам за государственные деньги.
Результаты голосования Единой комиссии министерства ошеломляют! Честно говоря, изучая аналитику Евгения Бархатова, только слепой не увидит очевидного! Ловкость рук сотрудников — членов комиссии и некоторых приглашенных кинотоварищей вызывает удивление и массу вопросов. Не вторгаясь в компетенцию следственных органов, лично у автора есть только один вопрос к заместителю министра г-же Чуковской: как случилось, что в составе Единой комиссии работали и продолжают работать люди, которые оценивали сами себя — свои сценарии и свои заявки?
Позволю себе еще один животрепещущий пассаж. «Победители» не всегда уходят «в тень». Как это ни странно, у государства в лице Госкино (по старой кинематографической памяти — очень живучее название) совершенно отсутствует интерес к дальнейшей судьбе киноденег. Так что можешь снимать, можешь не снимать — дело твое. Но иногда «победители» возвращаются... за получением прокатного удостоверения. И тебе представляется счастливая возможность посмотреть на результат превращения бренного денежного праха в материи вечные! Опять же буду очень конкретен: осенью 2009 г. Госкино выдает прокатное удостоверение фильму Клима Шипенко «Непрощенные». Это, как заявляют авторы, триллер. Кто не успел посмотреть — счастливый человек: такое количество мата с экрана вообще трудно представить. Могу только предположить, какие высокие оценки ставила Единая комиссия Госкино за социальную значимость, утверждение нравственных идеалов и, главное, востребованность этого фильма нашим обществом. В продюсерах значатся Лев Карахан, Валентина Михалева и Галина Семенцова — три редактора журнала «Искусство кино».
«Никому и в голову не пришло возмутиться массовым погружением... в оскорбительный контекст моральной катастрофы — ее просто никто не заметил. Не менее чудовищные вещи довольно часто показывают у нас почти на всех федеральных телеканалах». Главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, «Российская газета» 03.11.2010.
Автор даже догадывается, чью голову г-н Дондурей имеет в виду. Действительно ведь верит, что живет в стране дураков...
Но вернемся в день сегодняшний.
3 ноября 2009 г. во ВГИКе Владимир Путин собирает первое заседание Совета по развитию отечественной кинематографии при Правительстве России.
31 декабря 2009 г. Постановлением № 1215 Правительства РФ учрежден Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Сформирован попечительский совет Фонда. Ему в профессиональную помощь созданы и утверждены экспертный и консультативный советы — от громадного корабля отечественной культуры отшвартовался корвет кинематографии.
Декабрь 2009 г. Минкульт передает Фонду 18 уже запущенных социально значимых проектов, надеемся, что действительно значимых. Основания для этой надежды есть — один из них, «Брестская крепость», уже в прокате.
12 января 2010 г. утвержден порядок определения кинокомпаний-лидеров.
29 апреля 2010 г. определены условия и порядок предоставления лидерам кинопроизводства государственных средств. 8 кинокомпаний по решению Попечительского совета Фонда получают равные бюджеты — 250 млн рублей каждая, — чиновнику перекрыт доступ к распределению государственных денег.
Летом 2010 г. средства государственной поддержки фонд практически полностью передает кинокомпаниям! Процесс кинопроизводства не должен остановиться — идет натура — самый «жаркий» период. В кинокомпаниях начались запуски проектов.
1 февраля 2011 г. в Госфильмофонде в Белых Столбах Владимир Путин проводит второй Совет. Корвет отшвартовался, но швартовы чиновники Минкульта отдавать пока не хотят. Либо ждать, либо рубить — посмотрим. Уплывает власть, уплывает бюджет. Наследие Швыдкого живет, но, надеюсь, не побеждает. Айсберг, кстати, благополучно переплыл в международные просторы... в МИД России.
О достоинствах и недостатках новой системы распределения российского кинобюджета, а на 2011 г. он составит 4,3 млрд рублей, рассуждать можно много. А говорить о результатах просто еще рано.
Список отобранных лидеров известен. Привожу его полностью: «Дирекция кино» — Первый канал (Анатолий Максимов), «Art Pictures» (Федор Бондарчук), «Рекун» (Валерий Тодоровский), «ТРИТЭ» (Никита Михалков), «Профит» (Игорь Толстунов), «СТВ» (Сергей Сельянов), «Централ Партнершип» (Рубен Дишдишян), «Базелевс» (Тимур Бекмамбетов).
Эти лица знакомы каждому кинотелезрителю. Почти все, что за последние годы было достойно внимания, сделали они: «12», «9 рота», «Кандагар», «Статский советник», «72 метра», «Турецкий гамбит», «Хочу в тюрьму», «Ворошиловский стрелок», «Брат», «Монгол», «Кочегар», «Братья Карамазовы», «Ликвидация» — это только малая часть.
Большая восьмерка, как шутят в кинокругах, — G8 — никаких сомнений не вызывает. Это не субъективный или вкусовой выбор, а выбор, обоснованный экономически и статистически и впервые публично открытый для любого, кто захочет узнать об этом подробно!
Спорить, что касса важное, но не единственное обстоятельство, бессмысленно! Настоящие дивиденды страна получает не только деньгами, но призами кинофестивалей, гордостью за свою державу, зрительскими слезами и просто приращением количества людей, думающих головой, а не тем, на чем сидят в удобном кресле с ведром попкорна во рту.
На вопрос об эффективном использовании государственных денег ответ: посмотрим!
Но уже сейчас, в силу того что в составе G8 — не на веки вечные — продекларирована ротация «избранников», можно сказать, что «зарывать» и «пилить» станет крайне затруднительно. Если и пилить, то только тот самый государственный финансовый «сук», на котором они все сейчас сидят. Худший по эффективности вложений этих самых денег — выбывает... Кстати, фонд денежки, как Минкульт, далеко и надолго не отпускает.
«Фонд не выполняет функцию ассоциированного продюсера, как, например, Госкино в советское время. Тем не менее на основе регулярной отчетности у нас есть полное представление, где находятся средства и на что они используются. В этом направлении мы планируем вместе с компаниями двинуться дальше и, может быть, не только попытаться стандартизировать форму отчетности, но и установить какие-то общие затратные характеристики по тем или иным направлениям». Сергей Толстиков, исполнительный директор фонда, 01.02.2011
Другие участники кинорынка за бортом также не остались. Фильмы-миллионики (1 млн зрителей, а это уже касса и только касса) получили в общей сложности в качестве поощрительной премии 150 млн просто так! За достижения, так сказать. Неплохо...
Есть еще множество вопросов, которые хотелось бы затронуть: что будет с детским, анимационным, дебютным, авторским, документальным кино, с прокатом, с кинозалами, с фестивалями и т.д., и т.п. Но формат статьи не позволяет, формат...
«Срок, когда мы сможем более предметно поговорить о сильных и слабых моментах новой модели и сделать предварительный разбор полетов, — конец осени этого года. Мы подготовим детальный отчет, рекомендации по всей системе, основываясь прежде всего на экономических составляющих. Сергей Толстиков, исполнительный директор фонда, 01.02.2011.
Ну что ж, доживем до осени..."